Рыбалка для матери

Почему ребенку не нужно все самое лучшее

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Мальчик был невысокий для своих десяти лет, чернявенький, с очень бледной кожей и какой-то странно заторможенный и ограниченный в движениях, слегка похожий на робота. Звали его Марк.

— Что вас беспокоит? — спросила я, грустно предполагая что-то очень нехорошее.

— Вы знаете, ничего, — бодро ответила улыбающаяся мама. — Мы прочитали вашу книгу и просто на всякий случай…

Я облегченно выдохнула. Иногда приятно ошибаться.

— Угу, хорошо. А о чем же поговорим?

— Вы знаете, в последнее время Марк стал грызть ногти. Я объясняю ему, что это некрасиво и негигиенично, но понимаю, что это не просто так, и хотелось бы знать…

— Вы, безусловно, правы. Сейчас попробуем разобраться. Ваша семья состоит из…

— Я и Марк. Иногда приезжает моя мама и живет несколько месяцев. Когда мамы нет, у нас есть няня, почти родной для нас человек.

— Отец…

— Он с нами не живет и не жил, он много старше, у него другая семья. Встречается с Марком редко (много сложностей), но очень его любит, всегда интересуется, принимает участие в нашей жизни, в том числе в материальном плане, и вообще у нас отличные отношения.

— Ага. Какие-то отношения с неврологом были?

— Я принесла, вот! — женщина протянула мне толстую пластиковую папку, в каждый файлик-страницу которой были вложены результаты каких-то обследований и врачебных заключений.

Сердце у меня опять екнуло: ну конечно, первое впечатление меня не обмануло, у ребенка какое-то серьезное заболевание, просто мать не хотела при нем говорить вслух… Я быстро перелистнула страницы, пропуская анализы, зигзаги кардиограмм и ЭЭГ, фиксируясь на заключениях и диагнозах. Если не считать всяких функциональных отклонений, заключение эскулапов было единодушным: здоров.

— Но зачем же все это? — я удивленно подняла брови. — Если ребенок действительно здоров…

— Ну, вы знаете, всегда лучше отслеживать ситуацию…

— Ну ладно. Как у Марка дела в школе?

— Нормально. Я долго выбирала и для начального образования выбрала просто хорошую языковую школу, до нее всего полчаса пешком или десять минут на машине. Но потом мы, конечно, планируем либо тридцатку, либо ФТШ им. Ж. Алферова.

— Марк чем-нибудь занимается кроме школы?

— Конечно. Сейчас вы будете меня ругать, — мать улыбнулась с затаенной гордостью. — Но все это просто замечательно и совершенно не напряжно. Марк с двух лет ходит в бассейн (это нам рекомендовал ортопед). Кроме того, мы ходим в изостудию при Эрмитаже, вы, конечно, знаете, насколько это высокий уровень и как трудно туда поступить, к нам три года ходила на дом художница, готовила. Сейчас к нам два раза в неделю ходит преподавательница английского языка, вы понимаете, что без него сейчас вообще невозможно, и еще преподавательница музыки, ну и по субботам мы посещаем хор, Марк любит петь. Кроме того, теннис — ему же надо двигаться, и еще по воскресеньям — студия народного творчества, ее ведет замечательный, увлеченный профессионал, это просто чудо, что они там делают, и очень полезно для развития тонкой моторики, учительница говорит, что у Марка с этим некоторые проблемы…

Все время, пока мы разговаривали, Марк дисциплинированно сидел на стуле, играя собственными пальцами.

— Ты можешь посмотреть игрушки или вон тот большой магнит, если хочешь, — сказала я.

— Спасибо, я не хочу.

Я дала ему пригоршню четок, шишек и всяких «крутилок». Марк выбрал вложенные друг в друга железные колечки и стал их перебирать.

— Марк, что ты делаешь, когда тебе не надо никуда идти? Как ты отдыхаешь, играешь?

— Вы знаете, сейчас он уже не играет, — ответила за сына мама. — А вот раньше, до школы у нас была ежедневная обширная программа: мы собирали дома и машины из конструктора «Лего», ставили домашние спектакли, очень много занимались с развивающими пособиями…

— Марк, а какие передачи ты любишь в телевизоре? Какие компьютерные игры?

Молчание с оттенком недоумения.

— Вы из тех мам, которые полагают, что компьютерные игры — это зло и по выходным полчаса показывают ребенку добрые советские мультфильмы? — догадалась я.

— Да, я такая, — энергичный кивок головой. — Я хочу, чтобы мой ребенок вырос в реальном мире. Чтобы он не болтался бессмысленно, как другие, а занимался интересным, важным для развития личности делом, чтобы ему было интересно жить, чтобы он встречался на своем пути с интересными, творческими людьми. Я знаю, как это важно…

Три раза «интересно» в одной фразе, при в общем-то правильной литературной речи.

— Вы пришли ко мне не с ногтями, — утвердительно сказала я. — Хотя это, безусловно, неврологический симптом.

— Там, в папке, на последней странице, я написала.

Я открыла последнюю страницу. Компьютерная распечатка, как все прочее. Крупными буквами.

«Он ничего не хочет. Когда есть свободное время, я его спрашиваю: что будем делать? Он всегда отвечает: не знаю. Ему ничего не интересно? Но как так может быть? Я в детстве была совершенно другой. Мне все было нужно и все интересно».

Не выпуская из пальцев железных колец, Марк лег навзничь на ковер и как будто отключился.

— Откуда вы? — спросила я.

— Из Краснодарского края. Маленький городок. Но мне повезло: у нас в школе был чудесный учитель математики, его прислали из Петербурга по распределению, он увлекал нас всех, и ставил спектакли, и водил в походы, у нас была такая интересная жизнь…

— Кто вы по специальности?

— Экономист.

— Вы хотели быть экономистом?

— Нет, я всегда хотела работать с маленькими детьми. Еще дома закончила училище по специальности «педагог дошкольного образования». Но вы же понимаете, сколько им платят? Уже в Питере я закончила институт…

— Вы любите свою работу?

— Нет, но она дает мне деньги для жизни, для того, чтобы нанять няню, для развития Марка. Но почему он?..

— Да он просто офонарел от вас. Когда то, что предназначалось многим (согласно специальности, вы должны были работать с группой детей), то, что вы, познавательно-активная девочка, не добрали у себя в Краснодарском крае, вывалилось на голову ему одному… Есть такое выражение «духовная пища». Так вот, человека нельзя кормить одним черствым духовным хлебом или полупереваренной кашицей, от этого он становится грубым и неразвитым. Но нельзя его кормить и только тщательно отобранными пирожными духа. Пирожное — это лакомство, достающееся после основного питания — черного хлеба. Только тогда оно ценится. Марка же от пирожных тошнит, и его здоровая нервная система уже начала реагировать…

— Что же нам теперь, бросить все занятия и посадить его к компьютеру, как делают другие родители?!

— Ну-у… почему же все…

Марк на ковре открыл глаза. В глазах блеснула надежда…

Мне было его жаль. Вокруг него действительно было много всего интересного, мать постаралась изо всех сил…

— Раз уж вы начали говорить про еду… Знаете притчу? Я хочу не кормить сына рыбой, я хочу дать ему удочку, показать все интересное, чтобы он потом мог выбрать…

— Вы не даете ему эту удочку, в том-то и дело. Вы сами в нее вцепились, бегаете вокруг ребенка и упоенно размахиваете ею, вылавливая из богатой питерской среды одну вкусную рыбку за другой. И никак не можете остановиться, осмотреться, внимательно взглянуть на самого ребенка…

— Так что же мне, по-вашему, делать?

— Отползти назад, частично обеднить среду, дать Марку осознать, что он — отдельный живой человек, а не функция развития, существующая в вашей голове, предоставить ему возможность научиться отличать пирожные от черного хлеба и ценить и то и другое…

— А на компьютере-то можно? Хоть час в день? — спросил Марк, приподнимаясь и заглядывая мне в глаза.

— Вот видите! — обвиняюще воскликнула мама. — Вы хотите, чтобы я разрешила ему тратить бесценное время на совершенно бессмысленные, отупляющие занятия? Не будет этого! Мы найдем другого психолога, он порекомендует что-то творческое, конструктивное…
Они ушли. Марк грустно улыбнулся мне на прощание. Кажется, он понял, что я, в сущности, была на его стороне. Просто у меня не получилось.

Комментировать Всего 42 комментария

Дорогая Катерина! Я надеюсь, мы познакомимся с Вами лично, и Вам со мной будет легко, Вы меня в этом посте практиЦки описали!-) Причем через пару часов я наконец-то "отползаю" от бедного ребенка, и Ваш пост-просто в яблочко! Ща реветь начну!-)))

Ты когда ко мне приедешь? Приезжай, я тебе своих двоих поручу - скучно не будет :-)

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

Завтра отвечу, сегодня я вымотана совсем?

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Конечно отдыхай. Добралась?

А заодно они ее к компьютеру с детской точки зрения приучат :-)

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Ирина, как я помню из предыдущих разговоров, Ваш "бедный ребенок" уже довольно большой :)) и все, что могли, Вы в него уже вложили. Так что - с началом самостоятельной рыбалки - для Вас и для чада! Тем паче, что если все сложилось, мать и дитя вполне могут рыбачить неподалеку, в одной речке (более в духовном, чем в географическом смысле) :))

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова, Алия Гайса

Н-да... Я как такое прочту - такой себя никудышной мамой чувствовать начинаю...

А тут еще мадам Громова слезу льет.... Вот как жить? :-) Начну выбирать кружки сейчас, репетиторов, только вот как сынов насильно этому заставить умудряться? Они же упрутся!

Я намеренно в первом классе от всего дополнительного отказалась, в следующем году планирую один раз в неделю английский и один раз в неделю казахский по 45 минут. И спортивную секцию, а может просто по улицам свистеть будет, как сейчас это происходит :-) В более старшем (после 10 лет) в планах какой-нибудь музыкальный инструмент с репетитором, не в музыкальной школе, и приобретение навыков танцев (вальс/танго/латиноамериканское что-нибудь) - Катерина, я с таким подходом к развитию сынов совсем безнадежна?!

Правда, у меня еще очень высокая планка к умению выражать свои мысли как устно, так и письменно... Речь у нас развита, а информацию для обучения и размышления черпать есть откуда, только успевай отвечать на вопросы....

Алия, дорогая, я в своё время пробовала детей насильно учить музыке, это бесполезно, не в коня корм, вот когда сын сам захотел научиться играть на гитаре, тогда дело и пошло, правда, начатки музыкальной грамоты тоже сгодились, но это уж потом! :))

:-) мы обсудили с сыновьями (со старшим сознательно, младший просто присутствовал при обсуждени:-)) "культурный минимум", который я от них буду требовать, это минимум один на хорошем уровне иностранный язык (казахский/русский - по умолчанию), умение играть на музыкальном инструменте, кроме гитары (потому что гитару сами и так освоят, и старший пока сказал - флейта), но в музыкальную школу я их отдавать не буду, и танцы, без конкурсов, если не захотят - тоже только уметь :-) и это до достижения ими 15-16 лет

Спортивные секции они выбирают сами. Недалеко, но все-таки в паре-тройке остановок от дома есть чудесный дворец школьников и дворец спорта, вот подвырастут - и сами. Ложиться костьми, придумывать сложные схемы логистики их отвоза/привоза я не буду... Вот такая я безответственная мамаша...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Надежда Рогожина

Надежда, все правильно, я по себе могу сказать матушка насильно учила меня в музыкальной школе, когда я ее закончила к инструменту больше не приближалась никогда. охоту отбили на всю жизнь, хотя некоторая благодарность за развитие у меня конечно же есть, классическую музыку я люблю, слушаю ее с удовольствием, ну и съграть при надобности ключевый набор к элизе, лунную сонату, могу, могу отличать ноты...но я мечтала рисовать. я рисовала везде и всюда, вместо нот я рисовала в нотных тетрадях , и танцевать,ходила на мысочках изображая балерину, а вот у матушки моей было мнение что музыкалка это хорошо а художка это не нужно,а в балетную студию некому водить, а музыкалка в двух трамвайных остановках, а чего я хочу даже вопросов таких не было... поэтому меня ждало семь лет слез за пианино и униженей в музыкальной школе, которую я прогуливала при каждом удобной и неудобном случае...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Светлана Кузнецова

Нет, мы так долго не выдержали! Года два, а потом была художка и восточные единоборства.

Ага, а в это же время у какой-то другой матери в планах было: балет, балет, балет! (это красиво и престижно) - и ее чадо семь лет мучалось у станка, мечтая в белом платье играть на арфе :))

А мне настойчиво папа и барт говорили, что у мебя нет ни слуха ни голоса. В отличие от них. Так разозлили, что в пятом классе взяла гитару и пошла научилась играть. На этом месте начали говорить "ну хоть пианино не трогай". Пришлось научиться что-то неправильно долбить на пианино - проецируя понимание того, как устроена гитара. Им назло :-) После этого про барабанные установки очень разумно со мной не заговаривали.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Надежда Рогожина

Алия, тут главное, чтобы Ваша "программа" не заслонила реальное развитие Ваших реальных детей. Что, если кто-то из них вместо музыкального инструмента захочет освоить полеты на параплане или верховую езду? А планы... ну как же без планов-то? Уж совсем как Бог на душу положит? Это вроде тоже как-то неправильно выглядит...

В том то и дело, Катерина, что сами они вольны осваивать все, что захотят. :-) А это - минимум. Ну а если не будет получаться - наверное будем корректировать планы. :-)

Верховая езда... интересно звучит! :-) надо подумать.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Много лет назад в Казахстане, в Джамбульской области видела кусок некоего конного праздника (название, конечно, за давностью лет забыла) - участники так красиво и органично смотрелись на своих лошадках, мне показалось, что среди них было много подростков... :)

Наверное байга, та разновидность скачек, где наездники - подростки, потому что в кокпаре и еще в паре тройке других конных игр ((описание игр)подростки не могли участвовать.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Ой, сколько всего интересного! :) Спасибо, Алия. Я, конечно, не знаю наверняка, что там было (очень много лет прошло, я приезжала в Казахстан к другу, он там, в городке Каратау, в армии служил) - но точно помню, что какое-то соревнование было для всадников без седел и я сначала все удивлялась, как они вообще на лошадях удерживаются (я со времен работы в зоопарке умею ездить на лошади, но только в седле), а потом подумала, что ведь у кочевников древности у многих седел вообще не было и ничего... :))

Как бы Вас в гости сюда заманить... :-) приезжайте!!! Много чего интересного и покажем, и расскажем, и попробовать дадим! А, Катерин Вадимовна? это конечно не Франция... Но зато по-русски изъясняться без проблем можно!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Спасибо, Алия! Ни минуты не сомневаюсь, что в Казахстане меня ждет масса всего интересного :)) Я буду думать :)))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Ура!!! Пожалуйста, надумайте! Можно Ваши психологические книги представить... На ура пройдет... И приедете не просто для приятностей, но поработать! 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я бы немного перефразировала заголовок

Ребенку нужно все самое лучшее, но не одновременно и с небольшой добавкой не самого лучшего для контраста. А кроме того, у любого человека должно быть хотя бы немного времени для плевания в потолок. Особеннно у ребенка. Они очень устают быть на людях целый день и все время к чему-то стремиться, чему-то соответствовать. Когда-то надо и на заборе повисеть, и просто тупо поваляться, в конце концов.

Лично я всегда старалась с одной стороны, предлагать ребенку разные занятия и выбирать лучших педагогов/тренеров. А с другой стороны, не все реализовывать сразу и обязательно оставлять время на просто погулять-поиграть-побалдеть. Вроде получилось неплохо (тьфу-тьфу-тьфу!).

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Замечательно! Мне почему-то кажется, что это был далеко не единственный случай.

Вот на что обратил внимание: "Но нельзя его кормить и только тщательно отобранными пирожными духа." Это вы, наверное, из вежливости. Судя по вашему описанию мальчика кормили вовсе не пирожными, а витаминами в таблетках - такой аналог стероидов. Выглядит это так, как будто не ребенка растят, а породистого щенка готовят к выставке.

Сергей, сейчас многие мамы думают, что именно вот ЭТО и называется: "растить ребенка" :)) , а все остальное "Вы что хотите, чтобы я его к гопникам во двор бегать отпустила или навсегда - к компьютеру?!!" - как будто между этими двумя позициями - фазовый переход :)

На самом деле эти продвинутые мамашки, которые не понимают, что они свою жизнь пытаются об ребенка прожить, еще сильнее отказываются понимать, с какими им предстоит столкнуться вариантами гиперкомпенсации, как только у заидеаленного чада появятся силы противостоять...

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Лена, тут, по моим наблюдениям, по-разному бывает. Раньше, да, обычно получался либо уж совсем "Шурик" Улицкой, либо протест, от которого все рушилось, но персонаж все-таки вырывался в жизнь, либо пьянство, либо сумасшедшая любовь-спасение и т.д. А сейчас, с появлением виртуала, все больше вариантов, когда выросшие чада, умеющие себя занять только в том случае, когда для них все другие "организовали", благополучно и безрадостно заканчивают институт и садятся дома за монитором... А мать не знает, что делать, и куда уже теперь нести свое "он ничего не хочет". Всех жалко.  

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

всех жалко

Особенно детей тех детей...

Я пока до детей тех детей не проследила. У них обычно вообще напряг с личной жизнью - ее же теперь (в отличие от 200 лет назад :)) самому организовывать надо... А влом, да и страшновато...

Ну на таких всесторонне развитых детишек всегда найдутся в институте те, кто их на себе женит :-)

Лена, Вы представляете - есть проблема! В институте не успевают (они шарахаются - это же все-таки думать надо, шевелиться, ответственность и все такое), а потом уже просто технические сложности появляются...  

Катерина, я весь день думала и надумала, как продвинутую мамашу напугать!

Надо ей объяснить, что когда-то ее влияние кончится, а жить под постоянным влиянием доминантной женщины  человек уже привык. И без влияния уже не сможет. И вот когда - по возрасту и обстоятельствам она уже влиять постоянно не сможет,  есть большая вероятность, что ее место займет некая другая доминантная женщина, которая "точно знает, как правильно". Свято место пусто не бывает. Именно с такими чертами, как у мамы. То есть мама полностью потеряет контроль. И тем самым лишится смысла жизни.

Ага, ага, согласна :))

Но в том-то и дело, в современном мире я уже встречала мамаш, которые ГОТОВЫ "передать чадо в хорошие руки", потому что уже устали, потому что в комп подросшее чадо их не пускает, потому что мир все время приглашает "пожить для себя" и все возможности для этого вроде бы есть и т.д. А желающих в общем-то не пруд пруди (четверть века назад ситуация точно была иной) - нынешние девушки по-другому себя ощущают, им для правильного самоощущения далеко не всегда нужна тушка с У-хромосомой за компом. Иногда для столичных персонажей спасением бывают энергичные провинциалки, но ведь ее еще где-то надыбать надо, встретиться, построить отношения и т.д.

Неужели в Питере с энергичными провинциалками хуже, чем в Москве? Ни за что бы не подумала!

Лена, в Питере все нормально с энергичными провинциалками :)) Но 1) они теперь больше рассчитывают на себя (без балласта в виде "ленинградского мальчика из хорошей семьи") 2) с развитием виртуала этим парам (парадоксально но факт) все сложнее встретиться в реале. 3) социальную нишу (рабочие места) на все готовых европеоидных лимитчиц сейчас заняли среднеазиаты и среднеазиатки, у которых довольно лимитированное брачное поведение (часто приезжают прямо семьями или женятся среди своих).

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ужасно интересная тема, мне кажется! Она никак в ваши "детские" рассказы не попадает?

Ну а почему бы и нет? Ведь дети и подростки вырастают с определенными намерениями и ожиданиями о том, какими они хотят/должны стать взрослыми. Что нынче формирует их ожидания?

Что, например, будет с теми детьми, про которых Вы писали что они не могут день прожить без интрнета или гаджетов?

Замечательная мысль, Лена! Обязательно сделаем материал об ожиданиях (в том числе и брачных) - можно в сравнительном аспекте, как было у нас, и как - у них. Я вспомню и скомпаную какие-нибудь идущие к делу случаи.

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

А еще, как было у наших мам и бабушек, к чему они вели нас, и что вышло в сравнении, и к чему мы пытаемся подвести наших детей, и что выходит на самом деле.

Жалко, что мама из этой истории больше не появится. Ужасно было бы интересно, что бы она сказала про свои намерения в перспективе, и как она учитывает их в том, как строит нынешнее воспитание!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Как это ни странно, но о перспективе все такие мамы думают совершенно одинаково, как клонированные (я спрашивала) - "я изо всех сил приспосабливаю ребенка к этому миру, чтобы ему было в нем комфортно и интересно". То, что для комфорта человек должен уметь сам находить в жизни "интересное" и оно для ребенка вовсе не обязательно такое же, как для матери,  как-то ускользает от их внимания...

П.С. обязательно обсудим все это отдельным материалом :)

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Алия Гайса, Светлана Кузнецова

Ну да! Матери признать, что ребенку интересно нечто совсем другое может быть очень тяжело. Ведь "кровь от крови, плоть от плоти" :-)

Ох... Ну, в общем, понятно, что так нельзя...

Непонятно, как нужно...

Вернее, прочитал вот я вчера рассказец Арчера про то, как один папаша, проработавший всю жизнь на автозаводе, силой принудил своего единственного сына пойти работать в гостиницу, и как тот, в результате, стал гениальным поваром, и как сын потом был благодарен отцу, что тот не дал ему стать таким же, как он, и как его друзья, автосборщиком, что казалось сыну пределом мечтаний... Прочитал, и - снова запутался.

Чтоб запутать и остальных, выложу-ка я фотографию в тему:

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Юлия Смагина, Алия Гайса