Юрий Аввакумов считает, что тема очень подходит для Красноярска: одна из характеристик Сибири — это безразмерность. Сам он понимает слово «даль» немного не так, как остальные: для большинства людей оно связано с самым далеким видимым изображением. «Мне в этом смысле скорее интересно выражение "за далью даль", — рассказывает Аввакумов. — Если есть самая-самая даль, то откуда за ней другая даль? Это та даль, которая находится за самой-самой далью и относится к категории невидимого, но воображаемого».

Свою мысль он иллюстрирует двумя работами.

Один из проектов Аввакумова встречает зрителей прямо над главным входом в Красноярский музейный центр. Это 12 круглых панорамных зеркал (такие висят в супермаркетах), развешанных в определенном порядке. Проект понятен только людям зрячим, причем те, кто знает азбуку Брайля, смогли бы прочесть сложенное из них слово «даль». «Здесь парадокс в том, что из людей зрячих ее не понимает почти никто. Ее знают миллионы незрячих, но увидеть этого они не смогут», — говорит Аввакумов.

Этот проект планировалось сделать по-другому: вместо зеркал на фасаде Аввакумов собирался прорезать круглые дыры в большом металлическом заборе на Енисее. «Можно было бы смотреть сквозь дыры и размышлять на темы видимого и невидимого, — объясняет свой замысел художник, — но после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС прорезание каких-либо дыр в любом гидротехническом сооружении стало невозможным. Мы решили заменить дыры на зеркала, и надпись переехала на фасад музея».

Еще одна работа — это серия из четырех фотографий с видами Байкала и полуострова Святой Нос. Аввакумов говорит: «Я очень много фотографировал на Байкале, причем фотографировал чаще всего одну и ту же даль, ту, которую увидел сразу по приезде. Фотографии сделаны в разное время суток, так что получились практически виды горы Фудзи, почти насильственно прикрытые таблицами проверки остроты зрения».

Юрию Аввакумову нравится Красноярская биеннале: ее организаторы предлагают решать необычные задачи и дают художникам возможность поездить по Cибири, посетить места, в которые просто так, без цели добраться обычно не получается. В прошлый раз Аввакумов съездил на Игарку, а сейчас вернулся с Байкала. Конечно, Красноярск — это пока не Пермь: там гораздо меньше денег, но он выгодно отличается от Перми тем, что биеннале здесь организуется своими силами, и если она приживется, то приживется надолго.

Тата Зарубина