Катерина Мурашова /

Компьютерная зависимость

Когда опробованы все средства избавления от вредной привычки, остается последний и, как выясняется, самый действенный метод

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

— Мы испробовали уже все средства, — сказала женщина с горечью в голосе, и около ее губ обозначились глубокие складки. — Ставили пароли на компьютер, отключали интернет, по совету школьного психолога просто увезли компьютер из дома…

— И что же?

— Он в буквальном смысле с кулаками на нас с бабушкой и старшей сестрой бросался. Мне даже пришлось бывшего мужа на помощь звать. Он приехал и компьютер забрал, хотя сам был против, сказал, что так ничего не решается. И действительно — не решилось. Сережа просто ушел из дома.

— Куда?

— К своему приятелю. Там они продолжали делать все то же самое — играть на компьютере.

— А семья приятеля?

— У того одна мать. Она работает в две смены на фабрике, часто по ночам не бывает дома, а днем отсыпается. За жизнью сына вообще не следит. Мальчик уже давно курит, пьет пиво и всякие коктейли из банок…

— Ничего такого Артемка не пьет, не гони! — резко возразил матери пятнадцатилетний Сережа. — Он уже бросил, мы с ним только колу пили…  

— Естественно, мы вернули компьютер, чтобы он хотя бы дома жил, у нас на глазах. Но он играет до четырех-пяти утра, потом, естественно, в школу встать не может, каждое утро скандал, прогулы, успеваемость рухнула, за первое полугодие у него было три двойки и еще по нескольким предметам просто натянули оценку, а ведь голова-то у него хорошая, в начальной школе он вообще без троек учился, книжки читал, сам уроки делал, и я домашние задания только проверяла… Школьный психолог сказал: это болезнь, как наркомания, надо лечить, мы пошли к врачам, нам невролог таблетки назначил, а еще мы гипнозом лечились, и у остеопата, к бабке-ворожейке в Вырицу ездили, и в Институте мозга ему какой-то ток через голову пропускали…

— Ток через голову? С ума сойти… Хорошо, лоботомию отменили… — пробормотала я себе под нос.

— И все впустую, третий год уже, все хуже и хуже, в школе говорят: ему на тот год экзамены не сдать. Что же нам теперь делать?! Куда еще бежать? Ему же всего пятнадцать…

«Да не знаю я!» — хотелось ответить честно, но это было невозможно: женщина смотрела с надеждой, и Сережа тоже — не без интереса. Наверное, коллекционировал рекомендации и назначения специалистов. После гипноза-то и «тока через голову»…

Это действительно зависимость — как от табака, от водки, от карточной игры или рулетки. А я с зависимостями работать не умею. Не учили меня этому. Кто-то где-то пишет, что вылечивает алкоголиков, наркоманов — я про это ничего не знаю, даже не знаю, верить этому или нет. Так вот прямо им и сказать? И куда же они тогда пойдут?

— Сереж, ты сам-то понимаешь, что дело пахнет керосином? — спрашиваю я. — Из школы попрут и все такое? Или у тебя проблем нет, все проблемы — у матери с бабкой?

— Да по-разному, — подумав, ответил подросток. — Иногда вроде понимаю. Думаю: вот поиграю немного и сяду за уроки. А потом…

— Ясно, — вздохнула я.

Такие мамы с такими подростками приходят часто. Раньше были компьютерные клубы, теперь все — прямо на дому. У меня есть для них дежурный комплекс советов-рекомендаций: запретить нельзя, нужно замещение; закон Ломоносова — где-то прибавится, где-то убавится; кружки, секции, интересные занятия, путешествия, знакомство с интересными людьми… Я хочу думать, что это иногда помогает…

— Он раньше в футбол играл, был отличным вратарем, — словно слыша мои мысли, говорит мама Сережи. — Их команда выиграла районный чемпионат по дворовому футболу. Его и теперь иногда зовут, но он…  

— Есть способ! — решаюсь я. — Старый, но сильный. Его один мужик в концлагере придумал.

— В концлагере?! — напрягается мама. Теперь все зависит не столько от меня, сколько от ее интеллектуального уровня. Интересно, как у нее с юмором?

— А чего делать? — опасливо спрашивает Сережа, явно ожидая чего-нибудь типа обливания холодной водой, сна на гвоздях и десятикилометровой ежедневной пробежки.

— Серега, не бойся, тебе точно понравится! Так… Отменить компьютер совсем мы не можем, вы уже пробовали и обломились. Сколько, по вашему мнению, можно сидеть в день за компьютером вашему сыну?

— Невролог сказал: не больше двух часов.

— И вы, как я поняла, с ним согласны. Так. Серега, а ты как думаешь? Сколько тебя бы устроило?

— Ну-у… четыре часа… а лучше — пять!

— Нет, для нашего метода все это не серьезно. Восемь часов в день — вот так будет правильно!

— Что-о?!! — мама с Сережей сказали в один голос.

— Что слышали! — грубовато подтверждаю я. — Восемь часов.

— А учиться-то когда же? Есть, спать...

— Это все неважно. Подумаешь, учеба! Это метод такой. Главное, чтобы ни в коем случае не меньше семи часов в день. Но лучше — восемь. Вы будете следить. Ко мне — раз в неделю. И, кстати, приходите завтра без сына, обговорим детали лечения.

У мамы дрожат руки: может, психолог свихнулся? У Сережи зрачки по два евро.

— А можно начинать «лечиться» прямо сегодня?

— Конечно, сегодня, зачем откладывать-то?!  

* * *

Через неделю все отлично. Сережа в восторге от меня и метода, под глазами — черные круги. На следующий же день после первого визита вскочил, побежал к первому уроку, разболтал все в школе, одноклассники завидуют, учителя в ауте, звонили матери домой («Это правда? А вы уверены, что правильно поняли этого специалиста?»). Проинструктированная мною мама пока держится. Засекает время по часам, носит Сереже к компьютеру еду, если сын идет в туалет (когда-то он любил посидеть там с книжкой), прикрикивает: только не засиживайся, время-то идет, у тебя еще четыре часа не выбрано…

На второй неделе Сережа задержался после школы поболтать с одноклассниками во дворе, потом пошли в «Макдоналдс», и в тот день восьми часов не получилось. Я была очень недовольна.

— Что же мне, и развлечься с друзьями нельзя?

— Какое развлечение, Сережа, у нас идет серьезный процесс, нужно ответственнее относиться. Постарайся на этой неделе добрать пропущенные часы.

— А учиться? Уроки делать? Меня же из школы выгонят!

— Это неважно. Да и как ты будешь делать уроки? Ты же уже все равно все запустил и не сможешь догнать…

— Отец сказал, что репетитора по математике и физике оплатит… А остальное я и сам могу, у меня память хорошая.

— Ну, не знаю, сможем ли мы вписать репетитора в график… Если только он к вам домой будет ходить, чтобы тебе время на дорогу не тратить…

Четвертая неделя. Ни одного прогула в школе. Занимается с репетитором. Мать продолжает настаивать: не меньше восьми часов, иначе мы подведем Екатерину Вадимовну, она столько времени на нас тратит, волнуется за тебя. Отговаривается от матери: мне вообще-то уроки надо делать! Классная руководительница недавно поделилась с мамой: я даже дышать боюсь, сдал два сочинения, а вчера на уроке ответил просто блестяще…

Пятая неделя. Сережина сестра прочла в его аккаунте в одной из соцсетей: «Чувствую, что тут какая-то подстава, но не понимаю какая». История поиска по ключевым словам: «психолог, психотерапия, концлагерь». Нашел автора метода! Но, кажется, пока ничего не понял. Шесть дней из семи не получалось играть по восемь часов: то уроки, то дополнительные занятия, а однажды просто позвали играть в футбол из старой команды, увлекся, играл почти до 12 ночи, потом свалился и проспал до будильника в школу. Я очень ругалась: я никого не заставляла, вы сами ко мне пришли, если уж начали лечиться,  надо быть ответственнее!

Шестая неделя. Пришла одна мама, без Сережи.

— Вы знаете, он меня послал. В самой решительной форме. Сказал: тебе надо, ты и сиди по восемь часов за этим компьютером, а я тебе не компьютерная приставка, у меня и другие дела есть! Но вообще-то, у него девушка появилась… Представьте, она тоже в футбол играет!.. А к вам, как я его ни уговаривала прийти и самому сказать, не пошел. Сказал: ты меня туда притащила, ты с психологом и объясняйся. Наври ей, что я уже вылечился.

— Ага, — сказала я, и мы с Сережиной мамой дружно рассмеялись. А еще я увидела, что горькие складки около ее губ почти разгладились.

Комментировать Всего 33 комментария

Какая позитивная история! А взрослым помогает? :))

Да, конечно, Франкл разрабатывал метод именно для взрослых, а не для детей или подростков. Единственное условие - человек должен сам хотеть от этого (что бы оно ни было) избавиться, или хотя бы быть согласен попробовать (как Сережа из материала).

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Катерина, спасибо.

А у меня от книжек была зависимость, но такая терапия мне бы не помогла наверное! Вот я была бы ею довольна - ни кушать, ни за коровами, ни домашних хлопот. :-) Я бы и сейчас по 8 часов в день сидела бы и читала. Главное - было бы что читать!

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Лариса Гладкова

Алия, тут как раз вся штука в том, что сознание-то вроде довольно, но есть элемент усиленной обязательности, принуждения, против которого все прочее из "подкорки" начинает протестовать. Ну прикиньте, Вам в детстве говорят: Алечка, никаких коров, никакого хозяйства, тебе - только книжки читать. Еду будем прямо в кровать приносить. Ну однозначно, день бы кайфовали, потом встревожились, а на третий начали бы сопротивляться... 

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Мы с новыми книжками и журналами ("Юность" и "Уральский следопыт") прятались в туалете. Кто успел первый схватить и добежал до убежища.

И сейчас представить себе что меня заставляют (!!!) читать мне очень трудно. :-) Но я Вам верю!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А что за концлагерь? 

Звучит как классическая парадоксальная терапия из учебника :-)

Эту реплику поддерживают: Анна Зарембо

Так сам Франкл же в фашистском концлагере был - чуть ли не три года кряду. Да, классика совершеннейшая, потому и рассказала. Если бы всегда так работало... :)) Однако, метод совершенно рабочий, особенно для подростков (у них и так поперечность повышенная), много раз применяла при самых разных обстоятельствах дела.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

О, только что увидела, что редакция почему-то выбросила из материала последнюю, объяснятельную строчку.

Там, после звездочек, было:

"Виктор Франкл. Метод парадоксальной интенции."

Это было типа ключа к материалу и плюс для тех, кто захочет поближе познакомиться или даже  попробовать (сам Франкл говорил, что тут психотерапевт вовсе не обязателен). Почему выбросили - не пойму... :((

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Замечательная  терапия...  очень  смеялась...  как  говорят  в  Испании:    El   que  no   quiere   caldo,   que  le  den  dos  tazas   -     Кто  не хочет  бульона,  пусть   съест  две  тарелки)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Мария Овчинник, Алия Гайса

Катерина, спасибо! Как всегда очень интересно. Скажите, а может такая терапия не помочь? Т.е. человек радостно будет по 8 часов сидеть за компом и радоваться. Тогда ему уже 10 часов пропишут? Или просто откажется от этих 8 часов и продолжит сидеть по 4-5 часов, как и раньше?

ЛЮБАЯ терапия может не помочь в конкретном случае, Мария. И эта, конечно, тоже. Тут, на мой взгляд, все будет зависеть от семьи - сумеет она внести в ситуацию вот эту идиотскую парадоксальность (чтобы в самом человеке включилось поперечное: да что это за идиотизм-то, не буду я этого делать!) или нет. Тут ведь вопрос не в часах, а в самоконтроле, который при зависимостях отсутствует.

Эту реплику поддерживают: Наталья Спихт, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Это понятно, что доводя до абсурда, окружающие "будят" сознание зависимого. Здорово, что в описанной Вами ситуации данная терапия сработала. Главное, что родные оказались стойкими и верили в Вашу методику.

Да, с этим методом иногда бывает, что мать просто пальцем у виска покрутит и пойдет :)) Но зависимость - серьезная вещь, да и после "тока через голову" и знахарки их наверное уже ничем не удивить было...

Катерина, супер! На долго ли это сработало?

Есть история с применением похожей технологии:

Уличные мальчишки постоянно писали на воротах забора одного добропорядочного старца неприличные слова, тем самым доставляли ему немало хлопот.

Чего только он не пытался делать: гонял их, грозил наказанием и пр. – не помогало. Но однажды, ему пришла в голову идея..

Когда ребята в очередной раз написали что-то на воротах, он вышел и предложил им платить за каждую надпись по 10 монет. Причем делать надписи на воротах необходимо было каждый день.  Ребята были озадачены, но согласились.

В течение недели он исправно платил за каждую надпись - ребята были довольны!

Через неделю, он объявил о снижении цены. Повозмущавшись, ребята продолжили, но уже с меньшей интенсивностью.

Когда же старик задержал оплату на неделю, они пришли к нему и сказали, что не собираются писать на его заборе «за дорма» и ушли, высоко подняв голову..

Так была решена проблема надписи на заборе:)

На сколько я знаю, для применения этой технологии, необходимо, что бы человек не понимал, как это работает. Иначе - может не сработать.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Наталья Спихт, Юлия Смагина

Автор метода в своих трудах утверждает, что знание - не помеха. Приводит примеры, когда человек совершенно сознательно его применял на самом себе и все равно - срабатывало. Но поскольку я работаю с детьми и подростками, я обычно работаю "втемную".

Эту реплику поддерживают: Андрей Буриличев

Катерина, не могли бы Вы название книжки Франкла дать, где об этом методе почитать можно? А то я понимаю как это работает, но почему-то думаю, что на себе не получится (как раз из-за понимания этого)

А хочется кое-что попробовать:)

http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/frankl/0/j13.html

Там в конце статьи есть список литературы. Франкл этот метод сначала десять лет применял, потом сформулировал принципы, а еще через десять лет дал название... :)

здорово!) а может так случиться, что у этого парня потом возникнет такая же реакция на восьмичасовой рабочий день?

В смысле типа негативного "якоря" на словосочетание "восемь часов"? Наверное, может, но это же не страшно - будет работать семь часов в день или четырнадцать :))

Эту реплику поддерживают: Егор Москвитин

)) просто интересно, как такая терапия пресыщением в долгосрочной перспективе влияет на человека:1) ему надоело однобоко развлекаться 8 часов за компьютером и теперь он 8 часов развлекается разнообразнее - спортивными играми и прогулками? То есть тоже развлечениями, но менее продолжительными, более здоровыми и развивающими?2) может ли у него выработаться отвращение вообще к любой деятельности, которой надо заниматься подолгу и ежедневно? То есть вдруг изменилось отношение не только к продолжительному досугу, но и продолжительному труду?3) мощное препятствие для взросления парня убрано, и дальше все станет хорошо?)немного узнал в герое себя, поэтому интересно )

Егор, мне кажется, что в долгосрочной перспективе любой опыт борьбы с зависимостью (а это была именно она) позитивен, так как дает в том числе и просто опыт: это не фатально, я могу. Это была первая реальная зависимость в жизни Сережи, но ведь скорее всего не последняя, редко кто проживает жизнь, не подсаживаясь на том или ином этапе на что-то - сигареты, жратву, лекарства и т.д.

Почти гомеопатия: Similia similibus curantur

Когда-то дети ныли, что y покупаю им мало конфет (такие "ядовитые" Haribo, "мишутки", "крокодилы", "змеи" )))). Доводы моего мужа, что эти сладости плохи для зубов не возымели должного действия. 

Я, как всегда, подошла к процессу воспитания творчески )))))))))) 

Закупила четыре (на каждого по одной) больших коробок Haribo и предложила им следующее: Сегодня вы будете есть ТОЛЬКО Haribo. Можно пить воду (простую). Одно условие - почистить зубы не два раза как обычно (утром и вечером), а четыре (еще два раза в течение дня). Тот, кто съест больше, получит приз - Mega Haribo.

Сначала тоже было недоумение, сменившаяся бурной радостью. Накануне в предвкушении "сладкой жизни" только и было разговоров кто сколько съест и кто победит.

Утром кто-то решил привычно позавтракать хлебом с маслом и конфитюром + кофе с молоком. Но я была на чеку! Только Haribo!  - Радость и веселье. 

К полудню веселье немного поутихло и радость стала постепенно сходить с младых лиц )))  У моей дочки в желудке стало не совсем приятно ((((  Племянники и сын еще  держались. Зубы чистили. 

К четырем часам - у всех были довольно кислые лица. Коробки с конфетами были опустошены на 2/3. Все валялились на диванах, животы крутило.... Часов в пять мой сын пришел и сказал, что они больше не могут видеть конфеты. И приз им тоже не нужен. (дала теплый чай с ромашкой). 

В скором времени увидели рекламу Haribo - дети схватились за животы, закатили глаза, "Никогда в жизни в рот не возьму!.."  

Я уже описывала, как вызвала у сына отвращение к курению, еще до того, как он попробовал курить.

Насчет компьютеромании или No Lifе Вы, Катерина, абсолютно правильно заметили, что очень важно, чтобы человек САМ ЗАХОТЕЛ избавиться от зависимости (это, кстати, имеет значение и для наркоманов и для алкоголиков. Я работала с этой группой лиц в Красном Кресте).  В противном случае - последствия могут быть вплоть до летальных... У моей знакомой погиб 19летний сын (играл on-line). Учился (якобы) далеко от дома, контролировать было некому, родители как-то не проявили твердость (не знаю). Его нашли уже мертвым - от истощения и обезвозживания (особенно) -  на полу.  

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Евгений Зернов

Ну да, это типичная гомеопатия. Или, как в народной пословице "Клин клином вышибают".

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Надо попробовать с конфетами, может и у нас получится:)

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Наталья, только Вы должны быть готовы, что животики могут "бо-бо" )))

Я своим гаврикам потом давала травяные чаи (ромашку, мяту, вербену), чтобы привести в порядок желудки.  

Эту реплику поддерживают: Наталья Спихт

Мне кажется, что их хватит на неделю, а травяные чаи придется принимать маме:) с валерьянкой:)

Не будте так пессимистом! ))))))) Главное - Ваше собственное отношение к "эксперименту". Настойтесь сами на положительный результат. И  кстати, подумайте в чем он. В моем случае было почти что "подсаживание" на Haribo, то есть конфеты поглощались ежедневно и в довольно значительных кол-вах ( такая мода пошла из школы). Если бы речь шла о пакетике-двух в неделю, то никто бы и внимания не обратил, а тут было пакетик-два ежедневно. 

А:))) тогда мне еще рано волноваться, у нас пакетик по выходным:)

Недавно в школе, где учится мой ребенок, на родительское собрание пришел директор и попросил родителей купить всем детям одинаковые дешевые телефоны, которые не могут выходить в интернет, фотографировать и пр. Все остальные гаджеты в школе запретили. родители директора поддержали, телефоны купили. 

Ну что ж, где-то это и разумно, мне кажется...

а почему разумно? что хорошего в запрете? школа=тюрьма?

Когда я училась в школе, мне запрещали на уроках читать под партой и играть в шахматы с соседом (даже несколько раз шахматы отнимали и возвращали после уроков). И тогда и теперь я понимала, что это был правильный запрет, хотя, конечно, и старалась его всячески обойти. А Вы полагаете, стоило разрешить мне читать, а нынешним - играть в телефоны (для абсолютного большинства из них это интересней строения клетки и правил орфографии, которые объясняют на уроке)?