Фонд культуры «Екатерина» выставил в трех залах своей галереи фотографии голландского фотографа Хендрика Керстенса. Многолетний фотопроект Хендрика Керстенса «Паула» — это его диалог с классическим голландским искусством, ироничный взгляд на голландский портрет и образ женщины XVII века.

Когда дочери фотографа Пауле было восемь лет, она впервые стала моделью для него. Она играла, примеряя разные предметы быта, попавшиеся ей под руку, в качестве украшений и головных уборов, и со временем это стало основой для серии фотографий Керстенса. Сегодня Пауле двадцать четыре года, и за это время она успела примерить перед камерой и полотенце, и форму для выпечки, и полиэтиленовый пакет. Все эти предметы стилизованы под головные уборы, которые носили дамы несколько веков назад и которые мы можем видеть на портретах того времени.

На первый взгляд кажется, что по стенам галереи развешаны картины в деревянных рамах. Черный фон, выбеленное, словно алебастровое, лицо девушки, безмятежно смотрящей прямо в камеру. Она то полностью скрыта черной одеждой, то демонстрирует обнаженное плечо. На голове у нее какой-либо из национальных голландских головных уборов, например, геннин — конусообразный колпак. Но стоит присмотреться, и оказывается, что это не картина, а фотография и колпак вовсе не из накрахмаленного полотна, а из пластика, ведь это абажур современной лампы.

Свет, естественно, играет большую роль в восприятии как классического портрета, так и работ Хендрика Керстенса. То, как освещено лицо Паулы, позволяет зрителю увидеть его по-разному, когда он смотрит с разных точек. Ольга Сушкова заметила эту особенность фотографий художника: «Настолько тонкие светотеневые модуляции в изобразительном ряде этих портретов, что все время разное впечатление от лица, от образа. Очень интересна отсылка к нидерландской живописи. Простые бытовые вещи поданы так, что сложно понять сразу, что это за предмет, и таким образом высвечиваются его неожиданные свойства. Удивительно, как кусок фольги может оказаться настолько красивым».

На одну из стен проецируется видео. Паула сомнамбулически смотрит вперед, а затем закрывает глаза, погружаясь в свой внутренний мир. Как заметила куратор выставки Ольга Аверьянова, проводившая экскурсию для участников проекта «Сноб»: «Еще неизвестно, кто на кого смотрит: вы на Паулу или Паула на вас». Но совершенно точно, что на «Паулу» посмотреть стоит.