Растения, как люди, чувствуют и внимание, и нежность по отношению к себе. Президент Фестиваля садов и цветов Карина Лазарева любит не только свою работу, но и своих «подопечных» — растения. Это видно по тому, с какой любовью она проводит экскурсию по фестивалю Moscow Flower Show для участников проекта «Сноб» и какое внимание она уделяет каждому саду.

Второй год в Москве под руководством Карины Лазаревой проходит Фестиваль садов и цветов, на который приезжают ландшафтные дизайнеры и садоводы со всей России и из-за рубежа. В этом году гости фестиваля — титулованные британские садоводы Крис Бердшоу и Каспиан Робертсон. Крестообразный сад Криса Бердшоу был создан им под впечатлением от посещения Саввино-Сторожевского монастыря. Зоны сада подобны нефам, а в конце главного «нефа» находится своего рода алтарь с иконой. Все растения в этом саду — из подмосковного питомника, на что специально указывают и президент фестиваля, и председатель жюри, тоже британец — Джеймс Александр-Синклер, пришедший специально, чтобы рассказать участникам проекта «Сноб» о работе своего коллеги. У сада есть своя ритмика, как в цвете, так и в высоте растений, например, словно колонны вдоль нефа высажены деревья. Александр-Синклер рассказывает, что дизайнер учитывал природные условия России. Сугробы зимой закроют все низкорастущие растения, но высокие помогут сохранить образ и форму сада. Посередине сада стоит круглый стол. Еще недавно здесь проходило английское чаепитие с королевой Великобритании: на самом деле женщина, принимавшая гостей в классическом английском саду, была ее двойником, настолько похожим, что некоторые из участников действительно поверили в присутствие королевы на фестивале.

Еще один англичанин, Каспиан Робертсон, привез на Moscow Flower Show свой «съедобный» сад. Этот чудесный садик совсем небольшой и мог бы разместиться на крыше какого-нибудь жилого дома, и его хозяева могли бы приносить полезные съедобные травы прямо с грядки на кухню. Дизайнер использует элементы из меди — дуги, которыми он как бы объединяет все растения, а также медную посуду. В результате получается именно такой сад, в котором жителю мегаполиса хотелось бы проводить время — например, смотреть на закат солнца.

Помимо англичан, на фестивале представлено большое количество отечественных компаний, например, из Самары или Костромы. Они создают кованые предметы интерьера для садов, а также огромные еловые и сосновые шишки, которые могут украсить территорию какого-нибудь большого сада. Представители компании говорят, что и англичанин Бердшоу сделал у них заказ.

Садов на фестивале великое множество. Здесь и восстановленные клумбы парка им. Горького 1950-х годов, с теми же растениями и теми же вазами, что стояли в тогда парке. Есть и сад в форме яйца Фаберже — символа императорского дома, посвященный 400-летию дома Романовых.

Карина Лазарева обращает внимание участников экскурсии на особенности фестиваля: «В этом году все сады очень простые, то есть вы можете сделать подобное своими руками у себя на дачных участках. Ничего особенно сложного мы в этом году не выставляем. Все действительно очень красиво, эффектно и просто».

Посетители фестиваля соглашаются с этим. Однако Лариса Гладкова, например, признается: «Я пытаюсь заниматься ландшафтным дизайном, но пока что не очень получается. Не хватает терпения и времени. Когда смотришь на все эти сады, как бы просто это ни выглядело, понимаешь, сколько за этим труда. Но тем не менее мне очень многое понравилось, и кое-что захотелось воплотить у себя на участке. Я прихожу на фестиваль второй год, и второй раз ухожу под впечатлением. В прошлом году было больше коммерческих и пафосных проектов. В этом — фестиваль сдвинулся в сторону простоты и повседневного уюта. Это приятно».

Фестиваль действительно предлагает массу вариантов для создания комфортного экологичного пространства как в городе, так и на даче.