Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях «антипиратский» законопроект, который вводит механизм блокирования интернет-сайтов, незаконно размещающих фильмы.

Ранее планировалось, что под действие закона кроме фильмов попадет и музыка, но Алексей Митрофанов внес ко второму чтению исключающую поправку.

Закон не будет бороться с теми, кто скачивает незаконно размещенные фильмы, речь идет только о нарушителях, которые распространяют такой контент.

Интернет-компании и операторы связи просили депутатов исключить из законопроекта блокировку сайтов по IP-адресам, по их мнению, это может закрыть доступ к добросовестным ресурсам. Критике со стороны интернет-компаний подвергалась и идея о возможности блокировки сайтов с помощью санкций, наложенных Мосгорсудом. Кроме того, компании просили прописать в тексте процедуру досудебного урегулирования конфликта – иначе владелец прав может пойти в суд, без уведомления владельца сайта о своих претензиях. Эти замечания не были учтены.

Законопроект был внесен в Госдуму в начале июня группой депутатов-представителей от всех фракций, за исключением ЛДПР. 18 июня он был принят в первом чтении. Документ предлагает изменения в Гражданский, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы.

Согласно законопроекту, правообладатель при обнаружении нелегального распространения своего контента может потребовать от Мосгорсуда ограничить доступ к ресурсу, где он обнаружен. Мосгорсуд наделяется правом принимать решение о блокировке на время разбирательства.

Получив решение суда, правообладатель обращается в Роскомнадзор с заявлением об ограничении доступа к ресурсу. Ведомство в течении трех дней направляет хостинг-провайдеру ресурса уведомление о нарушении прав с требованием удалить нелегальную информацию.

Далее в течение суток провайдер хостинга должен сообщить владельцам ресурса о необходимости удалить нелегальный контент, а те в свою очередь в течении суток его удалить. В противном случае провайдер обязан ограничить доступ к ресурсу.  

Если провайдер не выполнит свои обязательства, то сведения о ресурсе будут направлены операторам связи для блокировки всего сайта.

Снятие блокировки будет также осуществляться по решению суда, в течение трех дней.

Документ вступит в силу с 1 августа.

Ольга Шелест

Я всегда наблюдаю за этими процессами со стороны, потому что всегда покупаю фильмы, плачу за скачанную музыку, и в этом отношении стараюсь соблюдать закон. Я ни разу в своей жизни не скачивала с торрентов фильмы, потому что я считаю, что за свою работу человек всегда должен получить деньги. Я думаю, что лучше потратить 149 рублей на диск какой-нибудь группы, потому что потом эти же исполнители потратят эти средства на благотворительность. 

Вообще, я не понимаю, в чем смысл этого закона, и не понимаю, как он отразится на индустрии. Он должен быть четко регламентирован, и права автора должны быть защищены. У каждого своя игра, если Radiohead захотели выложить свой альбом на всеобщее прослушивание, они это сделали. А если правообладатель хочет на этом заработать, он должен на этом заработать. Все пользователи интернета должны быть сознательными, все должны использовать только правовой материал.

Антон Носик

Мне кажется это худший из законов об интернете, когда-либо принимавшихся. Авторы закона демонстративно и нагло проигнорировали мнение профессионального интернет-сообщества и мнение общественности. В этом есть некая нарочитость, это вызывающее, агрессивное поведение. А что касается последствий, то я от этого закона ожидаю только позитива, потому что практически испортить жизнь площадкам и пользователям, по всей видимости, не удастся, потому что законы в России не только плохо пишутся, но потом еще и плохо работают. Особенно такие нелепые. Но при этом хотя бы миллионы людей получают возможность убедиться в том, что Дума о них "правда" заботится.

Есть большое количество людей, которые привыкли думать, что Дума все делает правильно. Правильно, потому что этим людям комфортно было не заметить запрет собраний, так как они не ходят на митинги, не заметить травлю НКО, потому что они в жизни не пожертвовали ни рубля, не заметить закона подлецов, потому что они сами никогда никого не усыновляли. Сейчас, может, до них дойдет. Это единственное возможное следствие из этого закона. Естественно, что для охраны авторских прав он бесполезен, потому что авторские права — это рыночный товар, он продается настолько хорошо, насколько предложение отвечает спросу.