![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/5FF2F582_8C6E_4E31_B607_EC1F7129C6D3_avatar.jpg)
Лизавета Лелькова: Ваш выход, эфенди!
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b8/fb/b8fb456137b550e74a124fd51ed74d8e7f5c1edb74350804761b4525e6f089ad.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5f/16/5f1669d7221d94cae1ecfbbbf341eee2afc65657ab0eef480b88dfbcbe86cd97.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/44/93/44938c767e6613a2a0de1b6c644ed3a20577ad501d6273fb0482b6c30d8ccfa3.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/98/4a/984ab6a9eb654c99dd67294292e7f0d002fe84a900b0139eb0a1b0c3174c0837.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3d/f2/3df25eee9174cd6a5fcd0057a769507bbd528b391b32e79f63f45e83291815f0.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/73/53/7353546a01394f3d6e530368f299d8c461fe633c37c20f922652a56f9af6fcec.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/43/cd/43cd64e1ede09e5bf15c31785741c48d57becad9489363a4bcd6ce92894b1568.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/27/b2/27b2ac314cc991124c4511b257b1fa7d7245cbf45fbdb642bfeab727bec22722.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/af/02/af02eab7fc2ad6fab300313c22c249369cc4ab928f6c5b3d1403ecbe7a2157f5.jpg)
![Photo: Marcus Tondo/InDigitalteam|GoRunway](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7a/cb/7acbea88597c6372d13de862ad72acc2f2dd078931caed9cccfff5a758a75f6f.jpg)
Подошедшие вплотную к финальной — парижской мужской неделе моды — предшествующие показы уже ознаменовались центральными для этого сезона моментами: и внезапным буйством флористики на принтах Gucci; и торжеством оранжевого цвета, ставшего ярким пятном в буквально каждом показе; и тюремными цепями, нависшими над Доменико Дольче и Стефано Габбаной. Вместе с тем особого внимания удостоился дизайнер Умит Бенан, в очередной раз давший показ, обернувшийся в буквальном смысле шоу.
Родившийся в Германии в турецкой семье, но выросший в Стамбуле, Умит Бенан впоследствии неоднократно переезжал из одной европейской столицы в другую, однако именно турецкая культура на протяжении всех лет оставалась для него приоритетной. В январе 2009-го дизайнер выпустил свою первую коллекцию для мужчин, а с 2012 года в течение последних сезонов был креативным директором Trussardi, работавшим как над мужскими, так и над женскими линиями. Сегодня в основе творчества Бенана всегда оказываются вопросы смешения или, напротив, обособления культур — восточной и европейской, минувшей и современной. В результате Умит Бенан работает с иглой в контексте модной проповеди: будь то последняя коллекция, навеянная родной историей, или предшествовавший осенний показ — эдакий стрит-арт в рамках подиумной дорожки, на котором модели выходили под вой полицейских сирен в шерстяных балаклавах.
Было бы удивительным, если бы сегодняшняя политическая ситуация в Турции прошла незамеченной для Бенана. Из-за волнений в стране официальная страница дизайнера в фейсбуке полнится не ссылками на собственные показы, а на новостные ленты, сообщающие о происшествиях в Турции, или же опубликованными дизайнером статусами вроде «TURKISH GOVERMENT S WEBSITES ARE SHUT DOWN BY ANONYMOUS!». Турки, по заявлению самого дизайнера, «в течение последних 10 лет теряют [свою] индивидуальность», притом что их культура — одна из наиболее развитых и самодостаточных. Конечно, идея выразить собственное переживание через подиумную коллекцию далеко не нова, но все же новаторство Бенана уже в том, что вместе с показом он демонстрирует и своего рода борьбу, желание затронуть целый социокультурный пласт и обратить на него внимание людей других традиций.
В какой-то мере политико-культурный контекст можно приписать и последней коллекции Prada, апеллировавшей через говорящие принты и оформление показа к современному разрушению и эксплуатации «тропического рая» — Вьетнама и Гавайских островов. Не случайно шоу Миуччи проходило под названием Menacing Paradise. Но, сравнивая такого рода мысль с восточным посылом Бенана, следует отдать дань последнему, сумевшему не только уместить насущную идею в модный показ, но и придать ей драматичности, если не сказать театрализованности. По заказу дизайнера в La Scala были созданы расписанные вручную маски, изображающие характерных турецких эфенди — бородачей и усачей с кустистыми бровями и в фесках. Добавьте к ним зажатый в зубах муляж сигареты, джентльменскую трость в руке или стакан с традиционным ракы, расплескивающимся на восточные ковры под живой аккомпанемент турецких перкуссионистов, — и оцените элегантный маскарад на подиуме.
При всем этом удивительно, насколько доступно и органично Бенану удается вписать такие национальные мотивы в границы модной индустрии, передать элементы турецких нарядов не как пережиток, о котором кто-то уже забывает, а как доступную красоту и даже достояние. По словам дизайнера, для него во главе угла стоит сам человек и убеждения, и лишь затем играет роль его одежда. Но именно последняя служит наиболее четкому и ясному выражению этих самых убеждений и придает им визуальную форму. Устроив показ при участии «турецких господ», Умит Бенан снова показал, что умная мода заключается не только в замысловатом пошиве, но и в его интеллектуальном наполнении.