Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

/ Москва

Владимир Сорокин: Мордодержавие

Пригласил в гости один поэт, из хороших. Пришли с женой: стол, уют интеллигентской кухни в стиле 70-х, еще один поэт (концептуалист) плюс успешный беллетрист

+T -
Поделиться:

Пригласил в гости один поэт, из хороших. Пришли с женой: стол, уют интеллигентской кухни в стиле 70-х, еще один поэт (концептуалист) плюс успешный беллетрист. Жена поэта постаралась, на столе все было вкусно по-домашнему, просилось в рот. Начали выпивать, закусывать, попутно, как и всегда, удовлетворяя гносеологическую жажду. Жена поэта между делом призналась, что уже год как служит в одном из московских загсов штатным фотографом, снимая свадьбы. Вполне стабильный заработок, работа интересная. И в качестве доказательства или приправы к столу продемонстрировала собравшимся альбом, собранный ей за год. В альбом вошли наиболее необычные на ее взгляд пары. Альбом пошел по нашим рукам. Просмотр сей брачной фотолетописи произвел на гостей сильное впечатление. Настолько сильное, что аппетит у всех как-то поубавился и нам пришлось слегка навалиться на алкоголь, дабы компенсировать потрясение от увиденного. Во время этого нервного выпивания слова «паноптикум», «вырождение» и «ужас» витали над столом...

И мне вспомнился выдающийся социолог Питирим Сорокин, уплывший из большевистской России на знаменитом «философском» корабле и написавший в 1922 году, что русский генофонд понес непоправимый урон. И это уже в 22-м! Еще не случилось голодомора, 1937-го, Второй мировой.

Вспомнилась и коллективная фотография 30-х: Сталин на съезде каких-то ударников чего-то. Лица, нет, морды этих ударников впечатляли: это был съезд неандертальцев.  выползших из пещер. Сталин среди них казался Homo Sapiensом.

Невольно вспомнился и Б.Л. Пастернак:

 

И каждый день приносит тупо,

Так что и вправду невтерпеж,

Фотографические группы

Одних свиноподобных рож.

 

Я был школьником, когда подруга моей бабушки, пожилая московская дама, приехав к нам в гости, в сердцах сказала, обращаясь к бабушке:

— Анечка, еду в метро: морды, морды, морды. Ни одного лица!

Большевикам мало что можно простить, но планомерное уничтожение российских элит — самое безумное и, вероятно, самое тяжкое их преступление. Осознанный геноцид элит. Своим красным бульдозером они сняли гумус, плодородный слой нации, обнажив глину и песок, на которых впоследствии пророс генетический трэш.

Максимилиан Волошин свидетельствовал о страшных расстрелах в захваченном красными Крыму: когда были уничтожены все бывшие по спискам, на улицах просто хватали людей с интеллигентными лицами и расстреливали.

Семьдесят лет выращивали в СССР нового человека. И в общем, надо признаться, вырастили. Он по-прежнему бодр, жизнелюбив, жизнестоек и благополучно воспроизводит себе подобных, что и доказал вышеупомянутый фотоальбом.

Новый человек оказался генетически устойчив. И этот человек у нас — в большинстве. У него вполне сложившееся представление о добре и зле, о человеческих и государственных ценностях, о будущем и о прошлом страны.

И с ним можно построить Великую Россию. За Великой Русской Стеной.

Вы, господа snobы, уверен, уже подметили за собой одну странность: сталкиваясь в других странах с соотечественниками, вы не очень-то торопитесь заговорить с ними, пообщаться, обменяться новостями об успешном строительстве ВРС. Даже наоборот — делаете все, чтобы соотечественники вас не узнали. А если узнают — вы испытываете что-то вроде стыдливой неловкости, словно вы когда-то с ними вместе отбывали срок или строили все ту же Стену, таскали кирпичи. Да и просто —  вам не очень хочется услышать в Париже или Вене такое:

— Блин, сто пудов, я эту шнягу больше не покупаю.

— Почему вы мне даете цвай?! Я же плачу за драй!

— Он у них типа гешефтсфюрер, серьезный такой дядечка...

— Здесь распродажка крутая, без чепешек, я в шоке!

— В этой Венеции грязно и воняет.

— Я че, буржуй, чтоб в урну бросать?!

Все эти фразы я услышал в свое время от наших соотечественников.

И право, смешными кажутся споры вокруг каких-то новоизданных словарей, каких-то новых грамматических правил, где «кофе» теперь среднего рода. А почему не женского? Пора, пора идти навстречу новому человеку:

— Пацан, у тебя, блин, кофе классная, сто пудов!

Комментировать Всего 37 комментариев

Абсолютная правда.

Увы, совершенно согласна. Осталось только держаться своих и держать оборону - интеллектуальную, стилистическую, грамматическую. И оборону совести.

Наташа, золотые слова. Иначе - недружественное поглощение.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

проникновение наше по планете особенно заметно вдалеке

Эх, Дмитрий, что там московское метро. Пару недель назад решили съездить в Германию в русский магазин (в Швейцарии их нет, а тут малосольных огурчиков захотелось). Картина маслом. Провинциальный немецкий городишко. Магазин - не знаю почему, но чтобы открыть дверь надо действовать корпусом или толкать тележкой (ну ладно, думаю, экономят). Перед магазином шашлычная и "Владимирский централ" по округе. Дополнял картину плакат десантника с орденами - реклама концерта а-ля "конкурс армейской песни". 

Скромно закупились и покатили восвояси. Вспоминалась фраза из "Любовь и голуби": а не пронесло тебя с тех огурчиков? 

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Выходит не в штанах дело :-)

История из местной жизни. Пригласили меня как-то на пикник в русской компании. Набор оказался стандартный водка, салаты, приколы над местными жителями (особенно когда те шарахались проходя мимо).

Дело было в лесу. В этом месте комментарий: Швейцария славится своими велосипедными и пешеходными (wanderweg) маршрутами. Кругом указатели.

И вот один персонаж рассказывает как было забавно, когда он с одним из приятелей сбивали или разворачивали в лесу эти указатели.

Человек с университетским образованием, сотрудник московского института, работает на крупную иностранную корпорацию.

Где та консерватория в которой можно что-то подправить? 

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Есть в Германии миллион шуток про немцев-переселенцев из России, например вот такая вот (классическая): ...die Russen, die sich nur deshalb für Deutsche halten, weil ein entfernter Verwandter von ihnen im fernen Russland, im Kino mal einen deutschen Schäferhund gesehen hat...

Приводить примеры, что вы здесь делаете, восприятия коренных немцев о немцах-переселенцах не вполне уместно, т.к. немцы-немцы вообще о любом иностранце готовы отозваться в резкой форме. Есть у них такой устойчивый аналог слову чёрножопый -- Kanake. Для них вообще -- каждый, кто не истинный немец, -- тот чукча. Германия, будучи обильно населённой приезжими, по-прежнему остаётся ненавистницей чужаков. Оттого-то так часто экплуатируется термин "интеграция". Интеграции в массе своей не происходит, одно лишь отторжение.

Во-вторых, эти самые ребята в адидасе, они почти что все трудоустроены, в отличие от интеллигентной еврейской эмиграции, сидящей на социальном пособии десятилетиями. Владение немецким языком тоже не в их пользу...

Владимир Георгиевич, как мне кажется, необъективно смешал здесь две далеко не всегда заменяемые понятия: некрасивые люди и идиоты. И это всё далеко не достояние России...

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Алексей Евсеев Комментарий удален

Был уже дома, но по другой причине... :) Там я, как оказалось, нынче ещё больший чужак. А в Германии у меня лично проблем нет. Я, как однажды выразилась одна докладчица на семинаре по проблемам иностранцев, в статистику не вхожу, таких как я, статистика эта не рассматривает. Пришлось заткнутся с положительными примерами. Я съинтегрирован без интеграции, т.к. людям искусства легче найти общий язык между собой -- в независимости от их национальной принадлежности, да они ещё и более любопытны... Немцы в подавляющей своей массе нелюбопытны. Это беда для общения.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Я родом из Питера. Почему чужак?.. Очень сложно объяснить в формате комментария...

Отрицательный, как впрочем, и положительный опыт -- он из наблюдений. Мы же все не в вакууме живём. У всех есть друзья, приятели, родственники, сотрудники, соседи.

Задаёшься же вопросами, почему один немецкий ребёнок на детской площадке во время ссоры с другими детьми вдруг вскидывают руку ("зигу"); особо не удивляешься, когда вызывают в школу, т.к. твой ребёнок сказал своему однокласснику Scheißdeutscher! (сраный немец) -- это при том, что дети мои родились в Германии и в России были лишь пару раз -- значит сын уже слышал в свой адрес Scheißrusse или что-то в этом роде. Да миллион больших и малых эпизодиков.

А "чучки" у немцев -- это в первую очередь австрияки. Персонажи, изображающие придурков, у немцев каждый раз говорят на каком-нибудь невзрачном диалекте. Очень любят турков передразнивать. Тема отторжения, она же проста до примитива. Если человек не нравится, но он не чужестранец, то уж точно из деревни, а если не из деревни, то толстый, а если не толстый, то неопрятный и т.д.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Браво!

Немцы, ни немцы, в адидасовых с оттянутыми ли нет, но наши и работяги, мы столетия с ними жили. Хочется уважения.

Иван, коль скоро про уважение вообще, то может быть лучше и без "наши" обойтись? Или к "нашим" особое?

Разумеется "особое".

Вот я детей люблю, но своих особо.

  Параллель с любовью к своим детям любопытная.

Вообще-то, Алексей, речь шла больше про восприятие русскими соотечественников. Про людей в адидасе – может они и трудоустроенные, но наслаждаться атмосферой «Владимирского централа» уж увольте – это дело вкуса.  

За всю их большую нацию не скажу, но среди моих знакомых немцев, пренебрежительного отношения к иностранцам  я не замечал (кстати, а чукчи то Вам чем не угодили?), хотя можно сделать поправку на то, что эти немцы работают в Швейцарии и сами в каком-то роде иностранцы.

Для общего развития, просветите, пожалуйста:

- Kanake употребляется применительно к туркам или в более широком смысле?

-это слово немцы придумали?

В Германии "турками" немцы называют турков, курдов, иранцев, иракцев и пр. выходцев с Ближнего Востока. Это уже в последнее время собирательный образ :) Соответственно, если человек не турок, то он на подобное "прозвище" сильно обижается... Kanake, да, в первую очередь применительно к людям со смуглым цветом кожи; но nazis или люди симпатизирующие нацистам применяют это слово и относительно к восточноевропейцам. Т.к. в Германии за такие оскорбления привлекают к суду, то, естественно, подобные вещи не услышишь тут и там, но они есть. Вырываются порой... По сути дела, любой конфикт тут же приземляется на национальную тему.

[Самое удивительное, что по немецкому телеканалу показывали документальный фильм про остров в Атлантике, на котором как раз и живёт племя, называющееся канаками. Очень красивые люди, большей частью занимающиеся туризмом, т.е. зарабатывающие на своих национальных искусствах. Авторы фильма не отказали себе в удовольствии вставлять слово КАНАКЕ в каждое второе предложение своего комментария.]

Про чукч я сказал образно, ни коим образом не имея в виду национальность как таковую.

В адидасе ходит половина общежития, в котором я сейчас живу. Среди них нет ни одного иностранца. Я единственный.

a propos «Владимирский централ»...

Знаете, Константин, не все, способные по достоинству оценить хорошую музыку, приличные фильмы, книги..., являются порядочными и приятными в общении людьми. Есть такие, кто отлично знает, к примеру, литературу, но довольствуется отстойной музыкой и любит примитивное кино. И наоборот, не каждый любитель безвкусицы подонок и идиот.

Так я и говорю - дело вкуса. Располагает атмосфера - можно продолжать искать там порядочных и приятных в общении людей.

http://www.youtube.com/watch?v=VHFh8rRHulE

Я писал про южный провинциальный немецкий городишко. Элементы из Твери смотрелись там дико.

Да будет Вам брехать-то,голубчик. "Германия...по-прежнему остается ненавистницей чужаков". Двадцать лет езжу в Германию и впервые слышу такое. "Берлин - самый демократичный город Европы". Знаете, кто мне это сказал? Француз. И добавил: "Я завидую тем, кто живет в этом городе".

Владимир, Берлин к Германии, как и Москва к России, никакого отношения не имеет -- совсем иной огранизм. Провинция же вся сторонится приезжих. В любом городе, в том числе и в Берлине, есть гетто. Отчего-то есть районы, в которых не живёт ни один иностранец. Для этого создаются Wohngenossenschaften -- внегласное условие которых -- только для немцев. Вы наверняка знаете клички среди немцев -- Wessis и Ossis. Между некоторыми Berliner Mauer всё ещё стоит. Это уже другая тема, но она также присутствует. Можно ненавидеть иностранцев открыто, как это делают наци, а можно по-тихому: не снимать, например, квартиру в доме, ознакомившись со списком фамилий на входной двери, не брать на свою фирму иностранцев, не покупать ничего в магазинчиках чужаков, задавать вопрос ПОЧЕМУ ВЫ СЮДА ПРИЕХАЛИ и не удовлетворяться ни одним из ответов, не посещать дней рождений и свадеб своих сотрудников, на которые тех приглашают, не приглашать к себе, здороваться, но не общаться... Такое, понятное дело, трудно заметить. Я вам писал как-то в личку ещё несколько характерных эпизодов из тени немецкой действительности. Германия не в состоянии переваривать всю эту массу эмигрантов и делать из них своих граждан. И мне этого очень жаль. Я всегда работал и учился в многонациональных коллективах, и для меня понятие иностранец стёрто, я уже не замечаю ни цвета кожи, ни разреза глаз, а вот от друзей, работающих в чисто немецких коллективах, слышу постоянные жалобы...

Многое зависит от того, под каким углом смотреть, в какой среде вращаться, да просто от банального уровня благосостояния. Я думаю, что француз тоже не истина в последней инстанции (по аналогии, для западных экспатов и Москва просто рай на земле). Если смотреть на жизнь из общаги – картинка вполне может быть депрессивной. А может у парня просто восприятие мира такое.

Но, в конечном итоге, силой там никто не держит и если невмоготу, если „миллион больших и малых эпизодиков“, то билет на самолёт и вперёд.

про Венецию и 200 лет назад так говорили (см. книгу Русские о Венеции)... не критерий.

Беда господа в России с книжных полок воздух травит.

В такой загаженной экологической зоне только уроды с толстыми кофями и родятся. А как иначе? Коль писатель все о гавне, почему пролетарий должен Гейне цитировать?

Наша вина (не забыть исповедовать).

поди морда - дело наживное

есть профессии, которые из генетически предрасположенных лиц, лепят луноподобные морды. например, такая профессия - чиновник. здесь действет пьянящий коктейль из развращающей власти, дразнящих привелегий и неадекватных поборов. глотает молодой-красивый такой коктейль день за днем, опухает по утрам, да не упев в себя прийдти, снова опохмеляется. в итоге эффект омерзительный. вся энергетика перемещается в брюшную область, растягивая ткани, глазки уменьшаются до полной невыразительности, на смену речи приходит демагогическая охинея.

за всех не скажу. некоторые сопротивляются. иногда успешно. но тенденция на лице. при том размножается этот подвид, конечно, куда успешнее популяции в целом. наверное из-за возможности избыточного питания и отсутствия тормозных импульсов под кепи

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Когда вокруг много людей - на вокзале, в торговом центре, в парке, на оживленной улице в выходной - самое неприятное для меня - чувствовать агрессию и настороженность.И в Москве я это ощущаю отчетливо.  Весь воздух негативно заряжен.

А в Париже, Лондоне, Барселоне, Бангкоке, Берлине - далее много где - совершенно иначе. Мне там приятно и комфортно ходить по улицам, и я не чувствую, что каждый, кого я случайно задела локтем, например,  готов меня возненавидеть.

Я бы рада любить этот город больше других, но что делать, если я в других лучше себя чувствую - именно на улице, среди людей, во всех  общественных местах...

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Как что? Работа.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

да в общем, наверное это произойдет в какой-то момент.

Просто нужно к этому подготовиться. Если/когда я перееду жить в другую страну - я  поменяю образ жизни. То есть я должна определиться и придумать конкретно - чем буду заниматься, где будет учиться дочка и тп. 

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Мне кажется, Ваше наблюдение не совсем справедливо по отношению к Москве. Например, и в Париже, и в Лондоне есть целые районы, от которых у Вас не осталось бы столь романтических воспоминаний, и где даже совсем необязательно задевать кого-то локтем, чтобы нарваться на неприятности. И вполне вероятно, что после посещения такого района вы и в центре Парижа чувствовали бы себя не совсем уютно.

Я то же чувствую разницу в энергетике каждый раз когда возвращаюсь в Пулково из Европы. И сделал для себя такой вывод: нас слишком много,нам тесно. В Европе мое личное пространство гораздо реже нарушают. Отсюда меньшее стремление закрыться. Дома я почти все время толкаюсь: чтобы протиснутся между людьми и другими машинами на свою личную парковку, чтобы купить билет в театр, вздумается мне зайти в театральную кассу вместо интернета, в парке, в очереди на подъемник чтобы покататься на лыжах в своей стране...

Возможно это поверхностное суждение. Чтобы проверить, нужно съездить в Китай и проверить их на истинную доброжелательность населения. Да и то  китайцев тысячелетиями воспитывали в стремлении к гармонии. Один фен-шуй чего стоит. А у нас с моральными категориями типа любви к ближнему все время перезагрузка понятий происходит.

И еще мне непонятна позиция государства по отношению к телевидению. Озлоблен человек который боится. Это именно он ждет на улице не улыбки от прохожего, а пинка. Зачем фактически все государственые каналы все время рассказывают о том как кто кого убил в подробностях? Ради рекламы и рейтинга? Не факт. В рабыне Изаура в свое время никто никого не расчленял, а все к телевизору бежали.

Написал и подумал, а ведь может показаться что утверждение "нас много"  это сродни московскому и питерскому "понаехали тут". Но я имел ввиду совсем другое - толкотню из за банальной неорганизованности нашей социальной жизни.

Касательно морд: с одной стороны, как определить у кого морда, а у кого лицо? И скорее поведение человека говорит о большем, чем его внешность. Вот например если Принца Чарльза переодеть в упомянутые штаны адидас и пресловутый hoodie, у него тоже рожа будет та еще.И хотя, в рабочих районах например восточного Глазго много "лиц" вы не увидете, что было бы если их пересадить из белых фургонов в Роллс Ройс Чарльза?

Но все же Владимир прав наверное: в России "лиц" планомерно уничтожали и уничтожают почти век, здесь они растут в привилигерованных условиях.

Ну а про отношение к иностранцам, предрассудки скорее связаны с местом проживания (провинция или мегаполис), чем с национальностью.  В любой деревни (Швейцарской или Валийской) к иностранцам относятся с недоверением, а в мегаполисах это так не чувствуется.

Ностальгия по Швейцарии

Константин, передавайте привет Швейцарии. К сожалению, я в немецкую часть не въездной, особенно в район Глаттбругга и Клотена, что совсем недалеко от Вашей дислокации.

Целуйте землю швейцарскую, я думал, что ностальгия - выдумки политруков. И это так относительно Москвы. А вот по Швейцарии шарахает.

Целовать это, пожалуй, перебор, но привет передам. А как это - не въездной в немецкую часть? Т.е. во французскую, например, въездной?

Долгая история. Ищите женщину. В Глаттбругге. С красивым цюрихским диалектом. Во не немецких частях таких нет. Вот туда и въездной.

Не могу не согласиться. Слишком это поверхностно и как-то даже высокомерно - судить о людях даже не по внешнему виду, а по фотографии, где ни мимики, ни артикуляции и пр. Если же абстрагироваться от внешности и говорить об "обыдлении" вообще, то это не только российская, а глобальная проблема. И если в России это хоть как-то еще объясняется катаклизмами новейшей истории, то чем это объяснить в Европе ?

Вообще странное у меня ощущение от статьи. Образованные, насколько я понимаю, люди смотрят чужие свадебные фотографии. При этом эмоции, которые они испытывают - это не радость за новобрачных,  а, скорее, отвращение, поводом для которого служит  несоответствие запечатленных эстетическим критериям рассматривающих. Этого несоответствия достаточно, чтобы использовать эпитет "вырождение" по отношению к людям, знакомым лишь по фотографии. Большинство комментирующих, похоже, согласны с таким подходом, вероятно предполагая, что уж их-то к вырожденцам ни по какой фотографии, даже в свадебном подпитии, не отнесешь. Странно же то, что сама дискуссия ведется о недостатке интеллигентности, человечности, толерантности в обществе. А можно ли рассуждать о человеколюбии с антропометрическим циркулем в руке и непоколебимым чувством собственного превосходства ? Или я чего-то не понял ?

Большинство комментирующих делятся своими впечатлениями

)))

классно. Спасибо.

Андрей Шухов* Комментарий удален