Каждый раз, выпивая сто грамм водки, мысленно приплюсуйте себе один балл. Но если потом выпьете стакан молока, то этот балл придется вычесть — хоть снова водку пей.

Примерно так начисляли баллы своим испытуемым авторы исследования, призванного доказать, что так называемая «средиземноморская» диета — не дутая сенсация и не маркетинговый трюк продавцов итальянских таймшеров, а реально полезная штука. Впрочем, исследование проводили итальянцы, так что небольшой вопрос о предвзятости остается.

Собственно, о том, что средиземноморская диета полезна, никакого спора и не было. Вопрос, которым задались исследователи, таков: каким образом их родная национальная кухня удлиняет жизнь человеческую? Ведь жизни человеческой положен предел свыше, и есть в природе процессы, которые, будучи предоставлены сами себе, сводят человека в могилу с непреложностью мирового закона. Один из таких процессов — укорочение теломер в процессе репликации хромосом.

Когда удваивается хромосома, происходит вот что: две цепи ДНК разделяются, потом на каждой из них по механизму комплиментарного спаривания налипают коротенькие фрагменты РНК, и потом уже к их концам — вернее, к одному из концов, который называется 3' — присоединяются одно за одним основания ДНК (а потом РНКовины удаляются и бреши заполняются опять же ДНК). Если взять ручку и бумагу и все это нарисовать, у вас неизбежно возникнет сложность: раз процесс идет всегда только в одном направлении, самый кончик молекулы таким образом синтезироваться никак не может, некуда там прицеплять новые звенья цепочки. Поэтому ученые предположили, что при каждой репликации линейной молекулы ДНК она должна становиться чуточку короче.

Микробы решили задачу просто: у них ДНК кольцевая, без концов. Прочие твари — чуть сложнее: приобрели специальную штуку, белок, называемый теломеразой. Она очень хитрым способом предоставляет недостающий 3'-конец, на котором достраиваются кончики хромосом — так называемые теломеры. Но идеально этот механизм работает только в половых клетках, а вот в лейкоцитах, например — а лейкоциты в течение жизни человека делятся чертову уйму раз — работает этак-то спустя рукава. Так что теломеры все-таки укорачиваются. Чтобы этот процесс не погубил какую-то важную информацию в генах, теломеры у нас устроены просто и глупо — это всего лишь множество раз повторенная совершенно бессмысленная последовательность ДНК. Но рано или поздно они начисто съедятся последовательными делениями, и тогда хромосоме кирдык.

Итак, раз помидоры и санджиовезе удлиняют жизнь, они, возможно, как-то влияют на длину теломер? Или даже на активность теломеразы?

Остается это доказать. Взяли группу итальянских стариканов и оценили в баллах, насколько добросовестно они следуют пищевым традициям родной земли. Тут-то и пригодились расчеты, с которых мы начали эту статью: за потребление «выше средней нормы» овощей, фруктов, бобовых, злаков давали по баллу. Еще по баллу — за потребление ниже средней нормы мяса и молочных продуктов. Один балл — за хорошее отношение мононенасыщенных жиров к насыщенным (оливкового масла ко всякой дряни). И наконец 1 балл за потребление алкоголя в количестве от 10 до 50 г чистого этанола в день. Это имелись в виду пол-литра вина; но литр пива или 100 г водочки тоже, в принципе, укладываются в тренд. Итого стариканы-отличники могли набрать девять баллов, если все делали правильно, а те, кто питался в макдональдсе и вовсе не пил (или же, напротив, квасил, как русский Иван), получали ноль.

А потом у стариканов взяли кровь, выделили ДНК из лейкоцитов и тупо* посмотрели, сколько там в среднем копий теломерных повторов. Заодно и активность теломеразы померили, сейчас это умеют делать довольно ловко.

Стоило приложить к этим результатам статистические методы, как тотчас выяснилось, что гипотеза верна: набранные испытуемыми баллы очень надежно коррелировали с длиной их теломер и с активностью теломеразы. Другими словами, те старики, что едят рыбу с зеленью, имеют в запасе куда больше счастливых лет жизни (если, конечно, они не умрут от инфаркта, занимаясь на яхте сексом с несовершеннолетней эмигранткой из Туниса, — тут теломеры бессильны).

О причине такой связи — то есть о том, каким именно образом помидоры и оливки влияют на теломеразу — остается лишь строить догадки. Сами исследователи считают, что это влияние опосредовано через окислительный стресс и воспалительные реакции. Спорить с этим неуместно: мы видели, что на длину теломер якобы влияют и более стремные вещи, вроде медитативных практик. Так что диета — еще не самое странное.

Тем не менее, у меня вызвало огромное удивление, что такая банальная штука, как еда, вообще может оказывать на жизнь человеческую проверяемое научными методами воздействие. Я сознаю, что в данном случае во мне говорит узость, зашоренность и обскурантизм. Но мне как-то всегда подсознательно казалось, что здоровое питание — лженаучный миф.

Видите ли, я исходил из того, что идея «есть то, не есть этого» возникла у человечества задолго до появления какой бы то ни было науки — а попросту говоря, видимо, существовала всегда. Интересно было бы спросить этологов, откуда она могла взяться (имея в виду закономерности поведения прочих млекопитающих). Я лишь могу по-дилетантски предположить, что осторожность в употреблении чересчур доступной пищи может быть полезной с точки зрения отбора — бывают же и явные приманки, подстроенные врагами, и вообще, если пищи слишком много, с ней, скорее всего, что-то не так.

Мне кажется, остатки этого инстинкта у человека порождают тот нелепый энтузиазм и восторг, который некоторые демонстрируют, когда им удается следовать хоть какой-то диете (причем чем диета жестче и нелепее, тем больше довольства собой, тем выше уровень положительных эмоций).

Практически все религиозные практики также используют те или иные реликтовые механизмы сознания. Нам свойственно думать, что если поведение основано на инстинктах, оно, скорее всего, нелепо. Ясно, что настоятельная необходимость перекреститься перед едой или приложиться к мезузе, входя в дом, есть банальная обсессия-компульсия, и чего уж тут может быть разумного? Но вот видите: оказывается, инстинктивность поведения вовсе не гарантирует, что это поведение нелепо. И если питаться в соответствии с группой крови или, скажем, кушать только мел, запивая собственной мочой, точно не имеет смысла, то вот «средиземноморская диета» обладает вполне реальным оздоровляющим воздействием на организм.

Остается ждать, когда наука продемонстрирует правдивость и истинность всех прочих человеческих суеверий. Или, в качестве альтернативы, давайте начнем следовать им прямо сейчас, не дожидаясь прогресса.

 

*Примечание: Я употребил слово «тупо» в очень позитивном смысле: методология исследования радует этакой приятной патриархальностью (как, собственно, и предмет исследования). Вместо новомодных китов девчонки (а коллектив исследователей женский, и лишь во главе его стоит мужчина по имени Джузеппе) сами варили праймеры и ставили блот-гибридизации. Число теломерных повторов определяли, гибридизуя ДНК с радиоактивно-меченым зондом и сравнивая почернение пленки со стандартом (в качестве стандарта использовали некий ген, заведомо имеющий единственную копию в геноме). В общем, все как в старину, надежно и недорого. Одно это внушает доверие к результатам и побуждает немедленно закусить стаканчик бароло вяленым на солнце томатом.