![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/A6945A86_AFE7_4CA6_B9C1_E9B9CA3521D7_avatar.jpg)
Сергей Шеховцов: Я занимаю позицию наблюдателя
![Фото: Арсений Несходимов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a1/cb/a1cbd796d393242bc840dd55406e5bb833b5cb44cf0f12da7aa469e1b7321ca3.jpg)
![Фото: Арсений Несходимов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/42/6c/426c63b06361c3fb46227312a9891ffebd238e570048ceabc7ba68a00d18d24d.jpg)
![Фото: Арсений Несходимов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2d/fa/2dfa14325cbcdb372e1fe7c018a128d13fbab3ba9cfbdb7b5dd1c7318862d02f.jpg)
![Фото: Арсений Несходимов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/74/cb/74cb082ce87bf78b7dca11fa13a45f668bf686ea47a63bc72f66c4f312bcef2c.jpg)
![Фото: Арсений Несходимов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b1/0e/b10ee33c6318d79b2eeb49873182e952a2b9ba1fa096d6672175f02136909118.jpg)
![Фото: Арсений Несходимов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9a/6b/9a6b8ad299f243324f9a6df4fc031d43f2fa4cff21c3d5fcd131ef12992863da.jpg)
![Фото: Арсений Несходимов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/62/d2/62d23a8c44429e82bfffdb40e10f44a3e052e0c3b798bdb76ec511cc4323e864.jpg)
![Фото: Арсений Несходимов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ff/b1/ffb1975bf2222a63c3a31c9553a328e3e0358462baffe4c0e729cd50c6e0bf00.jpg)
Первое, о чем вспоминаешь при взгляде на скульптурные группы Шеховцова, — о детских поделках и почему-то еще о мультиках времен перестройки. Рваные линии, неровная заливка формы цветом, дергающееся изображение. Примерно так же выглядят скульптуры художника, хотя сам он не склонен считать, что на его творчество как-то повлияла мультипликация. Все объясняется особенностями материала, которым чаще всего оказывается поролон. Вырезать из него идеальную форму сложно. Да такой задачи и не стоит. В каждой работе художника прослеживается движение. Скульптуры — это остановленные моменты. В нескольких залах фонда «Екатерина» таких «временных остановок» около десятка, и все они связаны одной общей идеей — наблюдение за сегодняшним миром со стороны.
В работах Шеховцова часто возникают намеки на классическое античное искусство. Вот банка «Кока-колы» сравнивается с древнегреческой колонной, вот батальная сцена, взятая из компьютерной игры - напоминает о древнегреческом эпосе. Однако, в отличии от древних, Шеховцов создает форму не ради нее самой, здесь нет поклонения красоте. Его скульптуры несут определенный посыл. Художник, встретив гостей перед экспозицией, предварил свою собственную экскурсию словами: «Я попытаюсь объяснить, что я хотел сказать этими работами».
И действительно, Сергей подробно описал каждую свою работу, рассказав, какие смыслы он вкладывал в ту или иную композицию. Практически все скульптуры — это рефлексии на тему современных технологий: соотношения виртуальной и реальной жизни.
На выставке, например, представлено две скульптурных группы под названием «Кинотеатр», один 2D, другой, созданный чуть позже — 3D. В обоих случаях зритель Шеховцова сам оказывается зрелищем для героев инсталяций. В работах «Метро» и «Трон» художник прибегает к эффекту сравнения объемов. Скульптура «Метро» представляет из себя лавку в метрополитене, на которой спит человек. Над лавкой, на стене, располагается барельеф, в котором спрятано зеркало. Издалека кажется, что спящий обычного для взрослого человека размера. Но при приближении к зеркалу становится понятно, что скульптурный герой гораздо меньше зрителя.
В инсталляции «Трон» используется обратный прием. Трон — символ власти Российской Федерации, увешанный видеокамерами. К нему ведет светящаяся взлетная полоса. Трон велик, но абсолютно пуст. Рядом с ним чувствуешь себя неуместно и бесполезно. Именно такой и была задумка автора: «Трон — это автономная вещь, которая существует без нас». Автор не уточнил, считает ли он это явление характерным исключительно для современной России или для мира в целом.
Экспозиция «Короткий монтаж» сильно связана с кинематографом. То тут, то там появляется музыка из фильмов или образы, известные по кинокартинам. Сам художник на вопрос, собирается ли он более тесно связать свою жизнь с кино, ответил, что у него совсем другие планы: впереди новые работы и выставки.
Участники проекта «Сноб», воспользовавшись возможностью лично поговорить с художником, интересовались его позицией, как автора.
Сергей Шеховцов сказал: «Я занимаю позицию наблюдателя. Мне интересна грань между реальным и виртуальным миром. И я говорю не только о компьютерных технологиях. В виртуальном мире мы принимаем правила игры. В реальном мы можем их назначать сами».
Некоторых участников экскурсии, например, Ольгу Сушкову, интересовали особенности работы с поролоном и причина выбора именно такого недолговечного материала. Сергей Шеховцов рассказал, что в начале своей творческой деятельности он интересовался созданием красивых объектов из бросовых материалов. Например, им была создана скульптура девушки из старых журналов. Поролон он выбрал из-за мобильности.
Но проблема поролона в том, что он разрушается под действием ультрафиолета. Сейчас скульптуры обрабатываются специальным составом, который продлевает их жизнь даже на открытом воздухе. И все же часть следующих работ скульптор планирует делать из более прочных материалов.