Увидев эти фотографии, Андрей Наврозов — член клуба «Сноб» и большой друг Саши Гусова — написал к ним комментарий:

Передо мной чертова дюжина фотографий, с которыми Гусов вернулся из Минска. Комментируя их, я попадаю в положение присяжного заседателя, разбирающего трудное, запутанное дело.

Точно в таком же положении находится любой человек, пытающийся разобраться в произошедшем пять, пятьдесят или пятьсот лет тому назад. Присяжный заседатель, чей голос способен отправить на смерть невиновного или оправдать убийцу, и маститый историк, чье слово может уничтожить репутацию самобытного политика или обелить жестокого диктатора, фактически коллеги.

Российские и западные СМИ уже назвали поездку в Минск лондонского «фотографа звезд» очередной пиар-провокацией со стороны Лукашенко, которого Гусов действительно с неподдельным любопытством снимал. Дескать, «Лукашенко опять работает над имиджем». Но само по себе наличие инициативы, направленной на ознакомление Запада с образом жизни в далекой ему стране – даже если это жизнь главы государства, – еще не доказывает, что участвующий в данной инициативе является орудием государственной пропаганды.

Все зависит от сути дела, которая, увы, никому не ясна, возможно, даже самому Лукашенко. Во времена героического сопротивления Сталину испанского диктатора Франко, например, западная интеллигенция де-факто поддержала Сталина, причем в массовом порядке. Одиночки-вольнодумцы вроде Джорджа Оруэлла почему-то поддержали Троцкого, за что и подвергались в своей среде остракизму до конца дней. Но вольнодумцев, занявших сторону Франко — в его открытой войне со Сталиным и в закулисной борьбе с Гитлером, — практически не нашлось во всем вольнодумном Западе. А потом оказалось, что Франко вовсе не близнец Гитлера и других тоталитарных правителей эпохи, а дальновидный политик, сохранивший независимость своей страны и приведший ее к демократии.

СМИ, как российские, так и западные, представляют Лукашенко диктатором в духе Гитлера. А что, если он диктатор в духе Франко, обороняющийся от Сталина/Путина слева и заигрывающий с Гитлером/Бушем справа, чтобы завоевать, сохранить и приумножить независимость Белоруссии? Тогда Гусов вовсе не орудие тоталитарной пиар-провокации, не подлиза вроде всех наших блаженной памяти ромен-ролланов на Беломорканале, а журналист-одиночка, пытающийся раньше других проникнуть в суть происходящего.

Как многие писатели 30-х, мой дед Андрей Наврозов отправился в исправительную колонию на Урал, где писал на фене пьесы из воровского быта. Стал ли он инструментом сталинской пропаганды? Нет, так как пьесы не были ни опубликованы, ни поставлены. Но если бы они «пошли», то, несомненно, в какой-то мере стал бы. На подобные вопросы сегодня можно получить определенный ответ, ибо и роль Сталина в истории уже определена. А роль Лукашенко и, следовательно, «выехавшего на объект» Гусова остается под вопросом.

Присяжные еще продолжают заседать, но на снимках Гусова я уже вижу, например, жизнь женской исправительной колонии. Вижу мясо на рынке. Вижу влюбленных, звонящих друг другу по мобильным телефонам, как пара вполне западных идиотов. Вижу и самого Лукашенко, принимающего вместе с маленьким сыном военный парад. По этим снимкам сравнительную несвободу общества определить, конечно, невозможно, как невозможно предсказать и вектор его политического развития. Но можно ли определить сравнительную несвободу западного общества, не говоря уже о российском, даже имея перед собой все снимки всех современных фотографов вместе взятых?

Что же ясно из этой подборки фотографий, предназначенной для альбома о жизни независимой Белоруссии при Лукашенко? Да хотя бы то, что мясо на рынке есть. Что мобильные телефоны работают. Что заключенных не бьют по лицу.

А это уже что-то.