Утопить кризис в вине - так парижане решили бороться с финансовыми трудностями в прошлые выходные. В двух шагах от моего дома на Монмартре шумел праздник вина Vendanges – в это время на монмартрских винодельнях собирают урожай, а потом с песнями и плясками распространяют бутылки сухого красного среди населения. Не смотря на то, что вино монмартрское так себе - виноград растет на северном холме и солнце видит редко, в этом году запасы разлетелись молниеносно и поющие прохожие еще долго не давали мне заснуть.

После нескольких недель паники и последовавшего за ней онемения французы встрепенулись, осознав, что из кризиса тоже можно извлечь выгоду. Жером Кервьель (Jérôme Kerviel), французский трейдер Société Générale, из-за махинаций которого банк потерял пять миллиардов  евро, на этой неделе получил предложение заработать на экранизации его истории - из него хотят сделать героя нашего времени. А мой знакомый продюсер продал на днях одному из крупнейших каналов концепцию реалити-шоу. В двух словах ее можно описать так - crisis coaching. В шоу утопающих в кредитах французов будут учить спасаться от банкротства. Проигравшие в передаче и не овладевшие этим искусством, в реальной жизни рискуют остаться без недвижимости и денег и, как принято говорить в таких случаях во Франции, окажутся dans la merde («по уши в дерьме»).

Merde – мое любимое французское слово, так как его можно использовать в любых жизненных ситуациях. Такое название выбрал для своей короткометражки режиссер Лео Каракс ( Leos Carax) - Merde и еще две новеллы о городе Токио, француза Мишеля Гондри (Michel Gondry) и корейца Чжун-хо Бонга (Bong Joon-ho), вышли на парижские экраны в среду.  Главный герой картины Каракса неполиткорректный человек-монстр по имени Merde в исполнении Дени Лавана (Denis Lavant) живет в канализации, питается денежными купюрами и хризантемами, а на поверхность вылезает с единственной целью – забрасывать прохожих гранатами. В интервью газете Libération Каракс сказал, что сейчас самое время для фильма с таким названием, и что его действие могло бы происходить в любом другом городе: «Если я все правильно понял, деньги станут дорожать? Люди больше не смогут их себе позволить? Или наоборот, они полностью обесценятся и превратятся в бумажки? И как мистеру Merde, нам придется ими питаться, а бездомные будут смотреть на нас с сожалением?»

Пока не произошла окончательная переоценка ценностей, издательство «Ташен» (Taschen) выпустило ограниченным тиражом в 1000 экземпляров и стоимостью 350 евро фотоальбом "Книга Ольги" (The book of Olga). Альбом- заказ русского бизнесмена Сергея Родионова, по его собственным словам, «самого бедного из русских олигархов», именитому французскому фотографу Беттине Реймс - состоит из множества эротических снимков его жены Ольги. На презентации, куда я явилась по профессиональной надобности, публика разинув рот рассматривала откровенные фотографии размером метр на метр. На одной из них у Ольги между ног свисает ключ, на другой она голая с плетью в руках укрощает строптивого: в таких образах жен русских олигархов французская публика еще не видели. Беттина Реймс объяснила мне на презентации, что согласилась на проект, потому как ни одна знаменитость из тех, кого ей доводилось снимать, не была готова зайти так далеко, как русская девушка Ольга. На этих словах Беттина сделала паузу и очень вкрадчиво посмотрела мне в глаза, как будто спрашивая, все ли русские девушки такие смелые.

А за несколько дней до выхода книги я по тем же профессиональным нуждам побывала на первом Парижском фестивале порно-фильмов, где показывали картины Гаспара Ноэ (Gaspar Noé), Ларри Кларка (Larry Clark) и Мэтью Барни (Matthew Barney). Любопытно, что во время тяжких экономических невзгод во французах побеждает жизнелюбие – зрителей было хоть отбавляй. Я и сама после просмотра дюжины современных арт-порно-фильмов и детального изучения книги про Ольгу убедилась в том, что если вдруг финансовый кризис  не удастся утопить в вине, то мир от коллапса наверняка спасет эротика.