Европейский суд по правам человека в Страсбурге огласил решение по жалобам бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева. Согласно ему приговор по делу в отношении них был вынесен с соблюдением их прав, а само дело не является политически мотивированным. 

Кроме того, ЕСПЧ не счел судью, рассматривавшую первое дело Ходорковского и Лебедева, заинтересованной в его исходе. В связи с этим, по мнению Европейского суда по правам человека, российские власти не нарушали право предпринимателей на справедливое судебное разбирательство. Однако суд посчитал унижающим достоинство помещение подсудимых в металлическую клетку в зале суда. Кроме того, в решении отмечается, что  российские суды продлевали предпринимателям арест без достаточных оснований.

Решение ЕСПЧ касается первого уголовного дела в отношении Ходорковского и Лебедева, по итогам которого в 2005 году они были осуждены на девять лет колонии по обвинению в мошенничестве и уклонении от налогов. Жалоба  была подана в марте 2006 года и признана приемлемой по ряду заявленных нарушений Конвенции о правах человека в ноябре 2011 года.

Каринна Москаленко, адвокат Михаила Ходорковского:

Главным вопросом нашей жалобы был вопрос о том, соответствовал ли судебный процесс над Ходорковским требованиям европейских норм. Европейский суд решил, что действительно общая несправедливость была. В их решении подробно описываются все процессуальные нарушения. Особенно отмечается неравноправие сторон. Это говорит о предвзятости суда. Указано, что доказательства защиты не принимались, что не вызывались свидетели со стороны защиты, то есть все то, что могло привести к неправильному, с нашей точки зрения, приговору. Отмечается бесчеловечное обращение — незаконное содержание под стражей, содержание в клетке; говорится, что их тайно отправили на Дальний Восток. Это безобразное несправедливое нарушение.

Очень отрадно, что решение Европейского суда должно иметь правовые последствия. И это будет иметь правовые последствия, если власть не будет продолжать беззаконие. Я надеюсь, что не будет, потому что это требования российского законопроцессуального кодекса, и потому что Верховный суд уже пытался отменить приговор, но тогда нарушения нельзя было исправить в рамках рассмотрения дела.