Немецкая сонная капсула NapShell занимает в офисе мало места, но приносит работникам много пользы.
Немецкая сонная капсула NapShell занимает в офисе мало места, но приносит работникам много пользы.

«Никогда не предполагала, что за возможность поспать я буду платить деньги», – ворчит Шейла, 28-летняя жительница Нью-Йорка. У нее ненормированный рабочий день, который иногда превращается в целые рабочие сутки. Теперь Шейла почти каждый день забегает на Пятую авеню – двадцать минут подремать в сонной капсуле. И таких как она сотни.

«По-моему, это лучшее изобретение человечества, – говорит Мэри Джо, студентка Канадского политехнического института. – Недавно я застряла в Ванкувере – рейс откладывали и откладывали. Пошла бродить по аэропорту и около 82-го гейта увидела эти... НЛО. От нечего делать решила протестировать – стоит всего пятнадцать канадских долларов. И не­ожиданно проспала два часа. Встала как новенькая. Думаю, во всех аэропортах мира надо поставить такие капсулы. И у нас в институте тоже».

По сути дела, сонная капсула – еще более лаконичная модель японских «капсульных отелей», которые появились в восьмидесятых годах. Они недороги (от двадцати пяти долларов за ночь) и потому особенно популярны у клерков-трудоголиков: ехать домой на окраину города после работы ночью у них просто нет сил.

Мексиканец Альберто Фриас изобрел сонную капсулу Transport Pod во время суточной медитации в пустыне.
Мексиканец Альберто Фриас изобрел сонную капсулу Transport Pod во время суточной медитации в пустыне.

В предназначенных для спа, офисов и аэропортов сонных капсулах обычно нет каких-то особенно новых технологий – только идеальные условия для сна: звукоизоляция и удобная кушетка. Тихая музыка или ­звуки природы – по желанию. В новейших моделях предусмотрены также подсветка, ортопедические матрасы, панель для айпода. Стоит дневной сон во всех странах мира почти одинаково – от двенадцати до пятнадцати долларов. Стандартный сеанс в капсуле длится двадцать минут – этого времени, по мнению сом­нологов (специалистов, изучающих сон), достаточно для восстановления сил и повышения работоспособности в течение дня.

К рекомендациям сомнологов уже прислушалось правительство Франции: здесь рассматривается проект массовой закупки капсул для государственных учреждений. Как говорит министр здравоохранения Ксавье Бертран, «нельзя недооценивать важность сна: если мы поймем, что капсулы способны повысить работоспособность наших граждан, обязательно установим их на каждом углу».

На рынке уже много разных моделей сонных капсул. А пионер этого бизнеса американская компания MetroNaps за последнее время успела обеспечить здоровый полуденный сон работникам Google, Procter & Gamble и Virgin Atlantic. В ближайшие планы MetroNaps входит оснащение сонными капсулами ключевых аэропортов мира. В лондонском Хитроу, как и в аэропорту Ванкувера, «станции сна» уже работают.

Прошлой осенью первую ­сонную капсулу установили в Delay No, од­ном из крупнейших торговых центров Гонконга. Местные ­шопоголики счастливы: например, художница Анджела То говорит, что во время рейда по бутикам всегда прерывается на освежающий сон. Кстати, такая привычка существовала у Анджелы и до появления сонных капсул. Прос­то раньше она укладывалась поспать прямо в примерочных.

MetroNaps спят в обеденный перерыв работники многих нью-йоркских офисов, а также путешественники во время пересадки в лондонском Хитроу и аэропорту Ванкувера.
MetroNaps спят в обеденный перерыв работники многих нью-йоркских офисов, а также путешественники во время пересадки в лондонском Хитроу и аэропорту Ванкувера.

И эта привычка, как оказалось, совсем не уникальна. В 2003 году, когда задумывался проект, ­креативный директор MetroNaps Кристиан Линд­хольст провел опрос и выяснил, что в течение рабочего дня многие нью-йоркские трудоголики отправляются вздремнуть... в туалет. «Спать сидя на унитазе – худшее, что можно придумать, – негодует Кристиан. – Отекшие ноги и больная голова гарантированы. Думаю, каждая компания, которой небезразлично здоровье своих сотрудников, должна потратить несчастные триста пятьдесят долларов на покупку сонной капсулы. Это дешевле, чем оборудовать отдельную комнату отдыха, и намного эффективнее».

Тогда, пять лет назад, идея была воспринята критично. «Полная чушь! В городе, который никогда не спит, мода на сон не приживется», – писала газета New York Post. И ошиблась. Забавно, что велнес-центры Yelo! – сеть спа, которая сделала сон своей специализацией, – пользуются сейчас особенной популярностью у журналистов New York Post – тех самых, что не верили в перспективы сна в большом городе. А перспективы впечатляют. Благодаря неожиданно высокому спросу на тихий час «станции сна» уже начинают серьезно конку­ри­ровать с ресторанами: бизнес-лан­чу люди все чаще предпочитают здоровый сон.

Николас Ротко, молодой и симпатичный хозяин Yelo!, говорит: «Пик посещений – с 12.00 до 16.00, в это время к нам приходят вздремнуть и женщины, и мужчины, в ­основном офисные работники. Ранним вечером часто наблюдается нашествие молодых женщин, которым накануне ночью не дали выспаться маленькие дети. Обычно такая мама отправляет няню с коляской в Центральный парк, а сама приходит к нам, причем берет до трех сеансов подряд».

Нью-йоркские велнес-центры Yelo! оформлены в дискотечных цветах, что не мешает здоровому сну посетителей.
Нью-йоркские велнес-центры Yelo! оформлены в дискотечных цветах, что не мешает здоровому сну посетителей.

Салоны Yelo! оформлены в крича­щих уорхоловских тонах: фуксия, оранжевый, фиолетовый, но там по­чему-то безумно уютно. Клиентов угощают хитрыми чаями и коктейлями и просят заполнить очень подробную анкету. Можно выбрать музыку для сеанса (от шума океана до горлового пения), аромат (от кофе до полевых трав) и цвет подсветки. Сеанс проходит в фирменных капсулах YeloChair: они устроены как ­обычные эргономические кресла, во время процедуры угол наклона ­изменяется, и ноги оказываются выше ­сердца – в этом положении быстрее всего можно расслабиться. Бронировать сеанс надо заблаговременно, за пару дней: желающих вздремнуть в обеденный перерыв хоть отбавляй. Во­одушевленный успехом своей концепции Николас Ротко планирует открыть филиалы в Лондоне, Париже и Токио.

Сонная капсула самой яркой внешности получилась у авангардного мексиканского архитектора Альберто Фриаса: его творение Transport Pod собрало все возможные награды на мировых дизайнерских выставках. Идея родилась после того, как Фриас несколько дней медитировал в пустыне Нью-Мексико. А после возвращения решил создать компактный мирок, в котором каждый мог бы уединиться и отдохнуть, почитать, помечтать.

Альберто придумал обтекаемую капсулу в форме человеческого ­глаза (хотя больше она похожа опять-таки на НЛО). Внутри мягкая обивка и водный матрас, сложная панель хромо­терапии и акустическая система. Каждой модели Альберто присваивает индивидуальный номер. «Сно­твор­ный НЛО» стоит примерно десять тысяч долларов. Забравшись внутрь, можно включить режим вибрации матраса и синхронизировать звук с миганием цветных лампочек. По уверениям Фриаса, после этих нехитрых манипуляций легко представить, будто находишься в чреве матери. И заснуть сном младенца. С