Люди и звери. Скандал в Московском зоопарке
Московский зоопарк даже в будний день кажется перенаселенным — но не животными, а людьми. Несмотря на то что билеты не назовешь дешевыми (поход на одного человека обойдется в 300 рублей в будний день и в 500 рублей в праздники), его ежедневно посещают несколько десятков тысяч человек. Сотрудник пресс-службы зоопарка Анна Качуровская, которая пришла вслед за новым директором Наталией Колобовой, говорит, что в праздничный день Московский зоопарк может принять до 100 тысяч человек. «У нас ветеринары потом мучаются, чистят зверям желудки. Ведь невозможно убедить людей, что животных нельзя кормить. У одного из енотов уже испорчен обмен веществ: он, хоть и древесное животное, на дерево залезть не может. Пешком по земле ходит».
Автор поста в «Живом журнале» утверждает, что дирекция зоопарка строит опасные аттракционы, планирует извести затратные, но редкие виды животных и увольняет заслуженных сотрудников зоопарка — якобы те не дают устраивать погром: «МосЗоо наводнили ларьки и палатки — их уже больше, чем вольеров с животными. Появились гремящие карусели, пугающие зверей и птиц, лотки, игровые автоматы и прочие аттракционы. <...> На майские праздники команда эффективных менеджеров организовала рядом с птичником и площадкой молодняка — на минуточку — платный рок-концерт длительностью около трех часов. Послушав рок и рэп, ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ птицы снялись с гнезд и разбили яйца, а у ряда самок млекопитающих произошли выкидыши. <...> Об еще одной потрясающей коммерческой идее под названием "покорми жирафа" вы, думаю, слышали. Взимание платы за восхождение на помост с пучком травы привело к обрушению этого помоста и без малого — к гибели 8-летнего ребенка, не считая еще семи искалеченных взрослых. Это только основные, наиболее яркие факты, на деле подобных примеров больше в разы».
Пресс-служба зоопарка называет все перечисленное в ЖЖ-посте ложью. Официальное опровержение было опубликовано очень быстро. На вопрос, кому может быть выгодна такая дезинформация, сотрудник пресс-службы Анна Качуровская ответить не может: после прихода нового директора начались массовые проверки, некоторые сотрудники были уволены, осталось много недовольных. «Мы не можем говорить поименно, но дело было в банальном воровстве. Конечно, если человек, грубо говоря, унес мешок картошки, его просто попросили написать “по собственному желанию”. Если дело серьезнее, то будет расследование. Например, деятельность Игоря Музыченко, главы питомника, в данный момент проверяется. Он пока не уволен».
Хотя автор поста уверяет, что ларьков со снедью в зоопарке стало больше, их число на самом деле сократилось. Перекусить можно и в нескольких больших кафе. Исчезли и уличные торговцы — сувениры теперь продаются централизованно. В очереди в кафе знакомлюсь с молодой мамой Светланой, которая рассказывает, что часто ходит сюда с сыном: «Тут за последнее время стало светлее и чище. Нет палаток со сладкой ватой, ребенок себя спокойнее ведет. Вот только зверей почти не видно».
Сувениры, закусочные, бронзовые памятники животным и ограждения в зоопарке действительно заметнее, чем его дикие обитатели. Звери либо спят, либо прячутся. Посетители высматривают зверей из-за сеток, дети недовольно отходят. Анна Качуровская уверяет, что это нормально: «Вы к нам на ночную экскурсию сходите. Ночью звери активнее, народу нет. Совсем другое впечатление будет. Днем звери спят, зато некоторые люди ведут себя как звери: кричат, кидаются в них камнями».
На вопрос «Что новое руководство хочет изменить в зоопарке?» Анна отвечает: «Посетителей. Конечно, мы и красоту планируем навести, и сделать все удобнее. Дизайнер Илья Рудерман для нас сейчас навигацию делает, пруды будем чистить, клетки постараемся сделать более приятными глазу. Но все-таки главная проблема в зоопарке — это люди. Мы планируем развивать в зоопарке образовательно-развлекательные программы, сотрудничать со школами, разрабатывать специальные маршруты для разных возрастов. Надеемся изменить нашего посетителя, привлечь тех, кто по разным причинам в зоопарк не ходит. Сейчас зоопарк живет в основном на дотационные деньги. Мы хотим, чтобы жертвователей стало больше, чтобы люди брали опеку над животными, как в Европе. Это напрямую зависит от того, какие у нас посетители».