Если для большинства год начинается в январе, для учителей и школьников — в сентябре, то для мебельщиков точкой отсчета служит апрель, когда все главные марки показывают новые коллекции и определяются тенденции на ближайшее время. Милан, апрель — на эти позывные слетаются со всего мира продавцы, покупатели, создатели и обозреватели всего того, чем принято наполнять дома. Московская версия i Saloni проходит с 2005 года. В ней участвуют те же фабрики, что и в миланской, только в меньшем количестве (не 2500, а 541).

Размеры несопоставимы, но не репутация: московский i Saloni стал для России тем же, чем миланский для мира. В Москве и раньше были мебельные выставки, многие существуют по сей день, вполне успешные и даже более масштабные. Но кто составляет их костяк? Бюджетные отечественные, азиатские или восточноевропейские фабрики. Никому еще не удавалось заманить марки первой величины. Это получилось у i Saloni — для итальянских и европейских мебельщиков это бренд и гарантия уровня, как Миланская неделя дизайна для фэшн-марок. Тем более что Россия — четвертая после Франции, Германии и Великобритании страна по объему импорта итальянской мебели (для нас же итальянцы стоят на первом месте в мебельном сегменте). Российский рынок, относительно бодрый даже после кризиса, весьма привлекателен для итальянцев, неудивительно, что они готовы ехать в Москву, особенно под такую крышу, как i Saloni.

Едут именно те, кто уже хорошо продается в России. Если в Милане есть все, от скромного масс-маркета до кричащего люкса, от бескомпромиссного дизайна до явной коньюнктурщины, в Москве акцент сделан на разные виды классики, от спокойной до китчевой. Поэтому наш i Saloni стоит воспринимать не только как кузницу тенденций, а как очень большой и удобный магазин мебели. В прямом смысле — в последний день работы выставки экспозиция стендов будет распродаваться, причем со скидкой.

Для человека, который делает ремонт или ищет конкретную вещь, это уникальный случай увидеть в одном месте почти весь ассортимент московских салонов люксового сегмента и не только взять на заметку, но и тут же купить, если все сложится удачно. Вот лишь несколько примеров. Серьезную классику ищите на стендах у Annibale Colombo, Francesco Molon, Selva. Гламурно-роскошный ее вариант предложат полюбившиеся россиянам Angelo Cappellini, Asnaghi Interiors, Jumbo collection, Provasi, Turri, Fendi Casa и др. Немногочисленный современный дизайн — Calligaris, Fiam, Flou, Morelato, Poltrona Frau, Missoni home, Bontempi casa и еще несколько — всегда бросается в глаза на фоне соседей.

Как и в Милане, в Москве показывают не только мебель, но и все остальное: аксессуары (Fos ceramiche, Vetrofuso, Lladró), кухни (Ernestomeda, Scavolini, Veneta cucine), свет (Flos, Terzani, Almerich) и даже такие прозаичные вещи, как тренажеры (Technogym), двери (Tre P & Tre Più) и дверные ручки (Fusital). В Москве нет другого места, где вся эта разная по стилю и предназначению продукция собралась бы вместе.

Помимо основной части, где показывают реальную мебель, которую можно купить, у i Saloni есть некоммерческий «спутник» SaloneSatellite. Он был придуман в 1998 году, чтобы поддержать молодых дизайнеров, которым не по карману участие в основной выставке, и чтобы вернуть Миланскому салону дух новаторства, прославивший его в 60-е годы. Там показывают свои прототипы студенты и начинающие дизайнеры в надежде, что их заметят директора крупных фабрик и предложат запустить их идею в производство. И это не тщетные надежды. Многие успешные дизайнеры — Nendo, Патрик Жуэн, Матали Крассе, Сатиендра Пакале, Ника Зупанк, Ксавье Люст, Лоренцо Дамиани и др. — начинали свою карьеру на SaloneSatellite. В Милане «спутник» довольно сильно разросся (сотни дизайнеров и десятки дизайн-школ), московский гораздо меньше, 32 дизайнера. Но такова концепция: у нас показывают шорт-лист конкурса, который проводится среди дизайнеров, живущих на просторах бывшего СССР. Три победителя, выбранные жюри во время выставки, получают возможность бесплатно участвовать в SaloneSatellite в Милане.

Еще один бонус к практической части — лекции иностранных звезд. В Милане можно увидеть всех существующих дизайнеров, они непременно приезжают лично представить свои новинки, но у них едва хватает времени на интервью, не говоря уже о лекциях. В Москву i Saloni каждый год привозит всего троих дизайнеров, зато у них есть время и на долгий рассказ, и на разговоры с любопытными посетителями. В этом году это будут архитектор Джузеппе Делла Джуста (в Ульяновске недавно открыли Наноцентр по его проекту), испанка Патриция Уркиола (единственная женщина, которая входит в десятку лучших дизайнеров) и итальянец Ферруччо Лавиани (арт-директор Kartell и Emmemobili, что не мешает ему сотрудничать с другими марками, а также оформлять бутики Dolce & Gabbana).