В советское время Леонид Макарон изучал историю религий, чтобы более убедительно пропагандировать атеизм. После развала СССР он ощутил какую-то внутреннюю пустоту, душевный вакуум. Макарон начал ходить в синагогу, но не нашел там ответов на мучившие его вопросы.

Случай свел его с раввином Адином Штейнзальцем. Книга Штейнзальца «Роза о тринадцати лепестках» была первым прочитанным Макароном трудом, который вроде бы повествовал об иудаизме, но содержал уже что-то явно отличное от религиозного канона. А вскоре Макарон встретился с каббалистом Михаэлем Лайтманом. И тот поведал ему, что его учение говорит о мире. 

Каббала по Лайтману — это наука об эволюции эгоизма, который «виноват» в том, что человечество вообще развивается. Каббала появилась в древнем Вавилоне и тесно связана с шумеро-аккадской культурой. Патриарх Авраам был первым, кому стало доступно это знание. Авраам призвал людей задуматься о своей жизни, о целях и смысле мира, «возлюбить ближнего как самого себя».

«Ящиком, в котором в течение двух тысячелетий сохранялась каббала» Леонид Макарон называет иудаизм. Заново открываться для людей она стала только в XVI-XVII веках.

Макарон особо  подчеркивает, что каббала не имеет ничего общего с мистикой. Это наука о том, как устроен мир, для чего он так устроен, в чем состоит цель человека и как этой цели достичь.

Все мы помним моменты наивысшего подъема и просветления, которые случались в нашей жизни. Мы ищем возможность снова вернуться к ним. Каббала говорит, что если бы мы смогли испытать хотя бы малую часть духовной радости мира, то никакие материальные блага не могли бы сравниться с этим ощущением. Каббалисты утверждают, что испытывают это сами. Можно назвать это утверждение шарлатанством, а можно и поверить им.

Мы полагаем, что желание порождается разумом. Каббала же говорит, что это желание заставляет наш разум искать способы его удовлетворения. Желание первично.

Каждый из нас  живет в своем особом наборе чувств и состояний. Каждый должен пройти свой путь исправления — от духовного к материальному и обратно. Чем быстрее человек пройдет через весь свой личный набор состояний, тем быстрее он сможет повлиять и на свою материальную жизнь.

У нас пять органов чувств. Мы можем говорить, что ощущаем что-то, но должны понимать, что утверждать наверняка не можем ничего.

Мы не можем  сказать что-то конкретное о духовном мире, ведь у нас нет для контакта с ним специального органа чувств. Но каббала говорит, что это станет возможным, если мы обретем еще один орган чувств, своего рода экран.

Духовный мир — это слепящий яркий свет. С экраном мы можем наблюдать и его, и себя. Этот шестой орган чувств позволяет одновременно находиться в материальном и в духовном мире. Видеть взаимосвязь сущего. Это и есть цель каббалы.

Обсуждение лекции

Обсуждение