Избиение школьницы во Владивостоке произошло на проспекте Красного знамени. К девочке подошла компания из четырех ее сверстниц, которые потребовали от нее пять тысяч рублей. Школьница согласилась отдать деньги, но попросила двухнедельную отсрочку.

Однако школьницы отказались ждать две недели, вместо этого они отвели девочку в малолюдный район, где две вымогательницы жестоко избили ее. Все происходящее подруги подростков записали на видео (запись избиения доступна на YouTube). После происшествия в отношении двух школьниц возбудили уголовное дело по статье «Вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия».

Суд Фрунзенского района Владивостока в четверг, 7 ноября, приговорил одну из школьниц к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. Вторая обвиняемая, как сообщает РИА Новости, получила два года условно с испытательным сроком в два года.

Анна Портнова, детский психиатр департамента здравоохранения Москвы:

Уровень жестокости в детской и подростковой среде сейчас значительно возрос, это отмечают все специалисты-психологи и социологи. Ситуация связана с глобальными процессами, которые происходят у взрослых. В обществе заметна сильная психосоциальная деформация, озлобленность, грубость и агрессия по отношению друг к другу. В таких условиях сложно ждать, что подростки будут вести себя как-то по-другому. Дети впитывают ту среду, в которой они растут.

Без знания обстоятельств дела сложно утверждать, насколько виноваты школьницы, избившие сверстницу. Если у девушек были психологические проблемы, психические расстройства или нарушение психологического развития, если они росли в неблагополучной среде с асоциальными родителями, степень их вины может быть снижена.

С другой стороны в возрасте старших классов личность уже достаточно сформирована. В отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, всегда проводится комплексная психолого-психиатрическая или судебно-психиатрическая экспертиза. Определяется степень вменяемости, дееспособности, возможности участвовать в следственных действиях и способность понимать смысл совершенных поступков. В суде при вынесении решения это должны были учесть.

Вообще в системе образования существует институт психолого-педагогической помощи. Профилактикой таких ситуаций должны заниматься школьные психологи. Сейчас очевидно, что на местах это не всегда работает. Но должна быть и государственная программа, которая следила бы за средствами массовой информации, интернет-пространством, продукцией для детей типа компьютерных игр. Это большая задача.