Вячеслав Поставнин, бывший заместитель директора ФМС:

Парадокс: мы вводим безвизовый режим с Южной Кореей, а с нашими партнерами по СНГ поступаем наоборот. Это подчеркнет недружественный характер отношений между странами, и это политически неверно. Еще один важный момент — отсутствие необходимой инфраструктуры. Нет представительств, которые будут выдавать визы. Как будет работать институт, выдающий несколько миллионов виз в год гражданам Узбекистана? Как должно выглядеть посольство, сколько должно быть консульских точек? Это ужас, к которому мы не готовы.

А отмена виз с Кореей ни на что не повлияет. Укрепит отношения между нами и Кореей — да, увеличит туристические потоки — да, но миграционную обстановку это никак не затронет. Для Южной Кореи это не так актуально, в отличие, например, от Северной. Из КНДР у нас на Дальнем Востоке много трудовых мигрантов, но их жестко контролирует даже не наше государство, а их собственное.

Максим Шевченко, журналист:

У нас есть четкая миграционная и визовая политика, но сейчас она преследует интересы капитала. Она должна быть более социально ориентированной, поток мигрантов должен регулироваться исходя из интересов нации, а не интересов крупного капиталиста, который ввозит сюда безропотное порабощенное население других стран. Все эти капиталисты и либералы европейского толка, которые зарабатывают на работорговле, предпочитают жить не здесь, а в Европе и распивать дорогие французские вина.

Я против визового режима со странами СНГ и Средней Азии. В самой постановке вопроса отражена сегрегационная составляющая либерального сознания. Люди, ратующие за просвещенные европейские ценности, на самом деле больны желанием апартеида. Они с глубокой внутренней неприязнью относятся к тем, кого считают людьми второго сорта, чернокожими, неграмотными «чурками». Но, мыслящие себя европейскими либералами, постоянно стремящимися в Европу, в своих речах они проговаривают сегрегационные сюжеты по отношению к жителям Средней Азии. Я бы сказал, что в стране, повернутой на Восток, а не на Запад, где нас никто не ждет, сегрегированы должны быть именно европейские либералы. Надо уметь цивилизовывать народы Азии, которые брошены на произвол судьбы, а не пытаться решать свои мелкие, убогие мещанские задачи.

Александра Докучаева, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ:

Я считаю нелогичным введение визового режима со странами, с которыми мы хотим развивать сотрудничество и для которых мы желаем стать региональным центром экономической и культурной интеграции на постсоветском пространстве. Что касается открытия наших авиаграниц с Южной Кореей — это государство никак не опасно нам с точки зрения прибытия трудовых мигрантов, так как, насколько я знаю, оттуда гастарбайтеры не едут. Очевиден интерес российского бизнеса к Южной Корее, и снятие барьеров облегчит это общение. Но я не сторонник введения виз со странами СНГ: вряд ли это исправит ситуацию с нелегальными трудовыми мигрантами. Наведение порядка в трудовой миграции нужно вести в других направлениях, а с этими странами необходимо, наоборот, как можно глубже развивать экономическое и культурное сотрудничество.

Дмитрий Верхотуров, востоковед:

Вопрос об отмене визового режима с Южной Кореей обсуждался давно, уже года полтора, и мы сейчас наблюдаем завершающую стадию этого процесса. Речь идет о краткосрочных визитах, и делается это с целью развития туризма. Это больше нужно Южной Корее, чем нам, хотя и нам тоже это дает преимущества, хотя бы потому, что не нужно тратить время на оформление документов. Это упрощает жизнь студентам, которые учат корейский язык и хотят изучать корейскую культуру.

А к идее введения визового режима со странами СНГ, чтобы исправить ситуацию с нелегалами, я отношусь как к большой наивности. Визовый режим не избавит нас от потребности в рабочей силе. Мигранты начнут покупать визы, что только увеличит коррупцию. Введение виз ударит по связям с этими странами — по туризму и по родственным связям. Например, у нас с Казахстаном с прошлого года действует режим, при котором для длительных поездок не требуется ни виз, ни загранпаспортов. Это было сделано потому, что в приграничных областях живет много казахов в России и русских в Казахстане. Это было проверено на практике: в 2005-2006 годах был пущен слух, всего лишь слух, что поездки из России в Казахстан будут по загранпаспортам. Поднялся скандал, и президенты быстро решили, что не будет никаких загранпаспортов и все останется как есть.

Владимир Жириновский, политик:

Где появляется возможность, мы заключаем соглашения о безвизовом въезде. Южная Корея стала первой азиатской страной, так же следует поступить и с Тайванем, и с Китаем, и с Филиппинами. Думаю, к середине века все визы будут отменены. А пока приходится вести отдельные переговоры с отдельными странами, но это правильно, от этого одни плюсы.

А вот со странами СНГ надо установить визовые отношения: слишком много приезжает граждан из этих регионов, что создает нагрузку на социальную сферу и приводит к росту межэтнических противоречий. Первое, что в этом случае надо сделать, — въезд на территорию России по заграничным паспортам. А в перспективе перейти на визы.