Вот уже пару месяцев почти каждый вечер, а то и каждую ночь, наш дом начинает ощутимо трясти. Не очень приятное чувство: как будто груженный чем-то грузовик медленно проезжает непосредственно под домом. Или как будто в районе котлована медленно проползает гигантский червь. Сперва я думал, что виной всему проходящее под окнами Третье кольцо, потом - что мне все это мерещится, а затем в лифте незнакомые друг с другом жильцы начали нервно спрашивать: вы тоже чувствуете? Оказалось, дело в строящейся рядом станции метро. Возможно даже, под нами в сторону грядущего культурного центра им. Аркадия Райкина ползет «крот-гигант» - гордость мэрии, путепроходческий щит немецкой фирмы Herrenknecht AG, некогда проложивший тоннель под Лефортово. Когда ночью от шума становится совсем невозможно уснуть, я представляю его себе - медлительного, ржавого, с налипшими на жвалах откатами и крошками распиленных бюджетов.   

Что станет с этим подземным жителем, если, как сообщают газеты, бюджет Москвы на 2009 год сократится на 200 миллиардов рублей? Все вокруг режут косты, и Москва тоже начинает. Метро у нас самое большое в мире, так что и ему наверняка достанется. Усохнут уже нарисованные на схеме ветки и веточки, законсервируют станции, а немецкий крот застрянет прямо под моим домом и впадет в тяжелую инвестиционную спячку. Центр Райкина тоже останется на бумаге и не порадует первой на всю Марьину Рощу сетевой кофейней, а если все будет совсем плохо, то иссякнут людские потоки, время пойдет вспять, и театр «Сатирикон» схлопнется обратно в кинотеатр «Узбекистан», который я застал на этом месте еще школьником - с воскресными показами мультфильмов, тархуном и липкими песочными колечками вместо попкорна. 

Это тихое дрожание почвы, которое заставляет жителей моего дома заговаривать с незнакомыми соседями в лифте, в городе сейчас ощущается повсеместно. Не сокращения, не увольнения, а тихий морок неопределенности пугает больше всего. Сдавать уже купленные путевки на Новый год или, наоборот, рвануть на Мальдивы? Имитировать служебное рвение или плюнуть? Спускать или приберегать? Некоторые мелкие последствия кризиса звучат не столько катастрофически, сколько унизительно. Компании экономят на чае и туалетной бумаге, банки - на ручках, пивные бары - на салфетках, а Российская неделя моды переехала из Гостиного Двора на урбанистические пустыри Ходынского поля. В результате и так-то сомнительный пафос мероприятия смазался окончательно: часть важных гостей потерялась в лесу новостроек, часть не прорвалась через пробки, многие приезжали к самому концу показов, а все вместе сильно напоминало праздник обновленного журнала «Крестьянка» в снятом напрокат гараже-ракушке.  

Зато главной темой для обсуждения стал приезд на Неделю моды человека по имени Скотт Шуман (Scott Schuman) - автора знаменитого нью-йоркского блога The Sartorialist, посвященного уличной моде. С легкой руки Шумана такие блоги расплодились по всему миру, причем отечественные аналоги носят отчетливо мессианский оттенок - их владельцы каждой фотографией стремятся доказать, что и у нас могут одеваться как в Нью-Йорке и Лондоне (поэтому снимают они преимущественно мальчиков и девочек, изобретательно одетых в Topshop). Но что будет снимать сам Шуман? Собственно московскую моду - каблуки, D&G и так далее? Или что-то такое космополитическое? Или, наоборот, oh so russian?  

Это, в принципе, важный теологический вопрос. Есть ли тут «молодые европейцы», которых ищут с фонарем все, от авторов фильма «Прогулка» до фотографов журнала «Афиша», а если есть, интересны ли они непосредственно европейцам? Есть ли российская мода и как она выглядит? Пока что Шуман ответил двумя фотографиями, снятыми, судя по всему, в Камергерском: девушка - графический дизайнер в красной кофте и штанах с большой мотней, и еще одна девушка - в вязаной шапке, меховой накидке, кроссовках и с пачкой «Мальборо». Посетители блога - а это, в принципе, вся фэшн-индустрия мира - говорят, что ожидали немного другого (a typical moscowite! where are the grand old dames with fur coats and mufflers?), но в целом довольны, хотя успели найти в нарядах девушек отсылки к конструктивизму, Чехову, восточному блоку, царизму (Tsarist fur effect!), разве что не к «Доктору Живаго». Но вообще им кажется, что девушки выглядят очень по-европейски, а это значит, что - ура, ура! - космополиты у нас есть, людям их показать не стыдно, и клуб «Солянка» оправдан.  

Впрочем, посетители Российской недели моды в массе своей выглядят несколько по-другому, а Шуман их еще не снимал - так что, может быть, главные открытия впереди.