Истцы оказались недовольны тем, что совет Общественной палаты, определявший состав комиссий, не объяснил правозащитникам причины отказа. Такие действия, по словам авторов исков, противоречат закону «Об Общественной палате». Как пишет 20 ноября «Коммерсант», вместо рассмотрения каждой отдельной кандидатуры совет ОП утвердил список, подготовленный рабочей группой.

В Общественной палате все претензии правозащитников отвергли. Глава рабочей группы по взаимодействию с наблюдательными комиссиями Владислав Гриб сказал, что ОП не нарушала закон, а действовала, основываясь на своем регламенте. Гриб добавил, что Общественная палата намерена отстаивать свое мнение в суде.

Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) за колониями и изоляторами появились в России в 2008 году. Наблюдатели имеют право посещать колонии и СИЗО, общаться с заключенными и разбирать их жалобы. Кандидатуры наблюдателей предлагают общественные организации, а окончательный состав утверждает Общественная палата.

Ильнур Шарапов, юрист Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора», выдвиженец в ОНК от общественной организации «Сова»:

По поводу причин, по которым я не получил ответа от ОП, мне трудно что-либо сказать, потому что по закону Общественная палата должна была отправить ответ как минимум в «Сову», поскольку организация выдвигала нас с Дергачевым в качестве кандидатов. Итак, ответа нет, а мотивы нам пока неизвестны. Но у нас есть определенные предположения, которые мы высказали в исковом заявлении. Подковерные игры группы Антона Цветкова (председатель Союза офицеров России, председатель ОНК Москвы — прим. ред.) сделали практически невозможным проход в ОНК третьих лиц правозащитных организаций. Нам было прямо сказано, что если мы не в группе Борщева (бывшего главы ОНК — прим. ред.), то никаких шансов пройти у нас нет. При выборе кандидатов рассматривали не конкретного человека, а списки, представленные некоей рабочей группой по формированию ОНК. Непонятно, что это за рабочая группа и откуда она взялась.

Руководитель рабочей группы, господин Гриб, может сколько угодно думать, что он все судебные разбирательства выиграет — что ж, здорово. Может быть, у него уже есть какие-то договорняки с судами, раз он так уверен в своей правоте?