Cказать сегодня, что в стране где-то еще, кроме Москвы, существуют полноценные центры искусства, по большому счету, нельзя. Буквально в нескольких регионах, например, в Нижнем Новгороде и Калининграде, есть государственные центры современного визуального искусства. Но даже это редкость. Для регионов характерны структурные, комплексные проблемы. Скандалы, которые там возникают в среде искусства, связаны не с сегодняшним днем и не с сегодняшним руководством, они связаны с последними десятилетиями. Руководство провинциальных филармоний и театров в большой степени состоит из людей советского склада. Так откуда там взяться современному искусству?

Прежде всего, нам не хватает школ современного искусства. С каждым годом эта проблема становится все более и более ощутимой. Образование лежит в основе всего, а у нас нет учебников и системного знания. Без образовательных институций невозможно сформировать публику. В этой ситуации любое высказывание, имеющее отношение к современному искусству, воспринимается в штыки.

Наш театр недавно был в Красноярске. Там уже много лет проходит книжная ярмарка при поддержке фонда Прохорова. «Практика» приехала со своим спектаклем о поэзии шестидесятников, с большим успехом и на радость всем отыграла два спектакля. Если бы не было из года в год книжной ярмарки, если бы фонд систематически не привозил разные театры, то в зале во время нашего спектакля была бы совершенно другая атмосфера. Театральная публика воспитывается десятки лет, и в Красноярске ситуация относительно здоровая.

То же самое можно сказать о Перми, которую недавно раздирало скандалами, связанными с Гельманом и Музеем современного искусства. За последние пять-шесть лет Гельман, Чепарухин, Курентзис, фестиваль документального кино «Флаэртиана» и местная довольно прогрессивная филармония создали очень благоприятную почву для развития современного искусства в городе. Мы проводили фестиваль «Текстура» в Перми и еще раз убедились, насколько там продвинутый и подготовленный зритель. И буквально на этой неделе я приехал из Калуги, где мы играли спектакль с участием современных поэтов. Звучало очень много голосов в духе «Что это вообще такое? Традиционную культуру разрушают!»

Не хватает институций, которые изначально были бы ориентированы именно на современное искусство. Например, каждая филармония делает программы, связанные с современной музыкой. Но это такой бонус к традиционной программе. Нужны коллективы, театры, которые с самого начала ориентировались бы на современное искусство. Например, в Калуге сейчас строится Дом новой культуры, в создании которого большое участие принимают Владимир Мединский и Александр Мамут. На пресс-конференции по этому поводу говорилось, что Министерство культуры долгие годы современным искусством не занималось. Оно воспринимается как некий довесок. А основная деятельность — сохранять наследие, делать реставрации, потратить миллиард долларов на реконструкцию Большого театра, еще один миллиард — на строительство нового здания для Мариинки. Это все, конечно, важно и нужно. Но параллельно нельзя не заниматься современной оперой, современной драмой, современной музыкой.

В России по-прежнему нет ни одного большого самостоятельного фестиваля современной пьесы. Таковые есть практически в каждой европейской стране, но не у нас, даже если брать Москву, в которой ситуация безусловно лучше, чем в других городах. Здесь есть «Практика», есть «Гоголь-центр», Центр режиссуры и драматургии, но пальцев одной руки хватит, чтобы их пересчитать. Современные художники — это пассионарии, обладающие невероятной харизмой. Поэтому они не пропадут — найдут, куда деть свою энергию. Кто-то уйдет в другие сферы: маркетинг, рекламу, дизайн, телевидение. Кто-то уедет за границу.

Огромное количество горячих, острых тем, которые сегодня поднимаются политикой, должно было бы обсуждаться в художественных практиках. Тогда бы у нас не было, например, Бирюлева. Лев Додин еще год назад, чувствуя болезненность этой темы, сделал очень многое для того, чтобы молодые режиссеры и актеры играли в спектаклях и пьесах, в которых речь идет о евреях и Холокосте. К сожалению, это единичный пример. Государство очень серьезно должно озаботиться развитием современного искусства во всей стране, а не только в столице. В противном случае мы получаем очень враждебную ко всему среду. Если государство не будет поддерживать современных художников, то проблемы возникнут у самого государства.