Странное дело, но у меня не было периода «почемучек» со Старым. Он явно пренебрегал словом «почему» в пользу слова «зачем». Получалось у него здорово: «Па... а зачем на небе звезды?»

Но человечки растут. Вот уже и Мелкий задает вопросы: «Папа, а когда ты умрешь?», «Папа, а зачем Бог создал людей?», «Папа, а когда твоя мама умерла, ты маленький был?» И наконец: «Что такое безопасный секс?» Отвечать на него просто: обычно где-то между кратким изложением понятия «опасность», но еще сильно до перехода к изложению специальных приложений общей теории управления рисками малыш забывает про свой вопрос и спрашивает что-то иное. Это все социальная реклама.

***

Я всегда стараюсь говорить человечкам правду, за одним исключением: про Деда Мороза и подарки. На онтологический вопрос Старого: «А бывают ли Снегурочки?» (такие вопросы часты — бывают ли драконы, Кощеи, крокодилы, фашисты, пигмеи, орки, горгульи, Сцилла и Харибда и пр.) я, тщательно подумав, ответил: «Не помню, спроси лучше у мамы». И врать не хочется, и веру дискредитировать тоже. Повзрослев, Старый мне как-то тоном Прометея-богоборца заявил, что он не верит в Деда Мороза. Но я его срезал: «Да? А подарки кто приносит?» Старый задумался и сказал, что бывает настоящий Дед Мороз, а все остальные ненастоящие.

***

Мелкий хитер. Звонит как-то человечкам дед, спрашивает, что подарить на день рождения Старому. Ему разъясняют, что дарить следует радиоуправляемую машину. Тогда Мелкий в ответ на соответствующий вопрос просит радиоуправляемого Деда Мороза. Того самого, который подарки приносит. Им управляешь, а он приносит то, что нужно.

Мелкому ничего не остается, как быть хитрым. Когда ему было два с половиной года, он явно не помнил прошлый Новый год. Однако хорошо знал, что придет Дед Мороз, узнавал того на картинках и твердо был убежден, что подарки дарят хорошим, послушным малышам, которые уважают, любят и слушаются маму и папу, а также Старших, Добрых и Умных братьев и всегда отдают им все спорные игрушки. Мне кажется, я догадался, от кого у Мелкого были такие сведения.

***

А один из вопросов, который мне задал Старый, звучал так: «Папа, а почему мама верит в Бога, а ты нет?» Вместе со Старым на курсах по подготовке к школе занимался мальчик Саша. Он болен. У него церебральный паралич. Старый с ним дружит. И я решительно не могу объяснить Старому, почему Саша болен. И мне совсем не хочется рассказывать о бессмысленной несправедливости и тупой жестокости мира. Б. жене хуже: ей приходится рассказывать о несправедливости Всемогущего.