Роман Инкелес: Резо Габриадзе играет в прямом смысле этого слова — с куклами
Однажды Резо Габриадзе случайно наткнулся на заметки английского военного корреспондента, который посетил поле битвы после сражения под Сталинградом. «Повсюду останки лошадей, одна, все еще живая, плетется на трех ногах, волоча за собой четвертую, отстреленную или искалеченную… Во время наступления советских сил погибло 10 000 лошадей». Образ этой лошади на трех ногах впечатлил Габриадзе и оживил воспоминания забытого детства о страшных последствиях войны: калеки, инвалиды, вдовы, убитые горем матери, не дождавшиеся своих сыновей. Так в 1998 году был создан спектакль «Песнь о Волге». Сегодня переработанная режиссерская версия этой постановки называется «Сталинград».
В темноте камерного театра из песка-пепла поднимается фигурка солдата. Очень естественным жестом руки он отряхивает песок и поднимает потрепанное красное знамя, воздвигая вокруг себя могилу-памятник. Так у Резо Габриадзе начинается реквием по Сталинграду. Его марионетки под чутким руководством сосредоточенных кукловодов делают все то же, что и живые люди. Они разговаривают, курят, носят шляпы, влюбляются, ссорятся, мирятся. И умирают. Как говорит Ирина Козловская, «эти марионетки с трагичной судьбой производят намного более сильное и яркое впечатление, чем любые фильмы с декорациями и актерами. Куклы говорят на языке, понятном всем».