Финансирование фундаментальных и поисковых исследований за счет средств бюджета из федеральных целевых программ должно быть прекращено, говорится в перечне поручений. Приоритетным должно стать выделение денег ученым из грантов.

Во время заседания Совета по науке и образованию, которое прошло 20 декабря 2013 года, президент сказал, что прописанные в федеральных целевых программах подходы «заточены» под прикладные исследования, поэтому «явно не годятся» для фундаментальных научных исследований. Тогда же Путин высказался за переход на грантовую систему финансирования.

В списке поручений, подготовленных после декабрьского заседания, также оказалось предложение о повышении заработной платы научным сотрудникам. Президент поручил рассмотреть возможность повышения зарплаты ученым, которые добились «высоких результатов» в научной деятельности.

Также глава государства поручил улучшить механизм формирования и корректировки приоритетов фундаментальных научных исследований. По мнению Путина, необходимо учесть «перспективные задачи социально-экономического развития» страны и «конкурентные преимущества» в разных областях науки.

Действие программы формирования научных исследований, принятой в 2013 году, рассчитано до 2020 года. На фундаментальные исследования в рамках программы планируется выделить 834 миллиарда рублей.

Алексей Яблоков, советник РАН, председатель фракции «Зеленая Россия»:

Идея может и хороша, но что с ней станет в наших реалиях? Почти во всем мире наука живет на гранты, но они распределяются независимым научным сообществом. В США, Германии или Японии выделяется гораздо больше денег на фундаментальную науку, чем в нашей стране. И распределение очень прозрачно. Существует национальный научный фонд, в который любой исследователь может подать заявку. Этот фонд может задавать актуальную программу, выделяя гранты преимущественно на конкретные сферы исследований. Но и исследователи могут предлагать свои идеи. Это двусторонняя работа, в которую не вмешивается государство. Неидеальная система, но там, где она работает, идет мощнейшее финансирование науки. У нас нет независимых общественных научных инициативных групп, поэтому переход на систему грантов может только ухудшить финансирование научной деятельности.

Александр Белавин, физик-теоретик, член корреспондент РАН:

Я не думаю, что все будет финансироваться за счет грантов — это невозможно. Нигде в мире такого нет. Должны быть и базовые источники денег. Ведь непонятно, кто будет по этим грантам решение принимать, какие будут эксперты, не будет ли коррупции. В нашей стране очень много возможностей все это развалить и разворовать.

Другая проблема — бюрократия. Когда ученый оформляет заявку на грант, приходится тратить свое драгоценное время на заполнение сотен страниц с совершенно идиотическими вопросами. Например, недавно спущено предписание, согласно которому каждый ученый должен описать планы на три года вперед, рассказать, какие статьи по каким темам в ближайшее время он сделает. Причем он должен указать предполагаемые результаты. Так работать нельзя.