«Имбанк» лишился лицензии из-за ряда нарушений, выявленных Банком России. У финансовой организации выявлена крупная недостача денег в кассе, говорится в сообщении ЦБ РФ. При этом банк не указывал эту информацию в отчетности для ЦБ. Также банк уличили в проведении сомнительных операций.

Банк «Надежность» заподозрили в нарушении порядка отчетности, которую кредитная организация предоставляла в Центробанк. Банк заподозрили в «отмывании» денег, полученных преступным путем. Также в «Надежности» не соблюдали законодательство в области противодействия финансированию терроризма, заявили в Центробанке.

«Национальная расчетная компания» лишилась лицензии из-за крупных сомнительных операций. Так, в 2013 году объем средств, перечисленных нерезидентам по фиктивным документам, превысил 320 миллионов долларов, говорят в ЦБ.

«Имбанк» занимал 815-е место в России по размеру активов: по состоянию на 1 декабря 2013 года, активы составляли 558,91 миллиона рублей. «Надежность» находилась на 835-м месте (463,57 миллиона рублей по состоянию на 1 января 2014 года). Оба банка входили в систему страхования вкладов. При этом «Национальная расчетная компания» не являлась участницей системы страхования.

Александр Лебедев, председатель совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация»:

Я надеюсь, что ЦБ сейчас ставит перед собой масштабную задачу — сократить количество банков, улучшить надзор за ними, повысить их прозрачность. В ЦБ ситуацию с банками знают давным-давно, но, к сожалению, долгое время ничего не происходило при предыдущем руководстве. С приходом Набиуллиной ситуация поменялась. ЦБ не хочет больше мириться с тем, что существуют сотни банков с нарисованными балансами, откуда давно выведены деньги — либо они похищены, либо вложены в заведомо убыточные проекты. Я не верю в наивных владельцев банков, которые не понимают, что покупая какие-то бессмысленные ценные бумаги, не имеющие ценности, или переоцененную землю, или выдавая кредиты самим себе и своим подельникам через подставные компании, они «типа бизнесом занимаются». Они просто выводят деньги, чтобы положить их в карман — вот с этим ЦБ и борется сейчас. Но для того, чтобы ситуация радикально поменялась, должно существовать не 950 банков, а 300-400, из которых пятьдесят — очень крупные, которые заведомо не будут заниматься конвертом, обналом, рисованием балансов. Пока что о каком-то серьезном результате, о наведении порядка говорить рановато. Темп работы по сравнению с тем, что было в ЦБ при Игнатьеве, увеличился.

Банки — вещь консервативная, живут они на марже, на разнице между привлечением клиентов и выдачей кредитов, покупок ценных бумаг. В Америке эти бизнесы разделены — и правильно. При сегодняшней стоимости банковского бизнеса — а это зарплаты, кредит, борьба с отмыванием, ежедневная отчетность, налоговый учет, бухгалтерия, бэкоффис, процессинг, карточки и так далее — можно сказать, что банк со 100 миллионами рублей капитала и 500 миллионами рублей активов существует только за счет каких-то отмывочных и обнальных схем. Таких банков, поверьте мне, еще огромное количество. Хотя повысили порог капитала до 300 миллионов, многие из них не вписались даже в этот мизерный капитал. Ну, действительно, что такое эти десять миллионов долларов капитала? Смешно для банка!

Я во всем Набиуллину поддерживаю. Работа у нее тяжелая, у всех банков есть какие-то крыши — представьте, с чем ей приходится сталкиваться. Но она на правильном пути, и, если она с него не будет сворачивать, то через год-два наша банковская система будет надежной, и ей уже нельзя будет обманывать клиентов. До сих пор мы спокойно гуляли по буфету: украл миллиард долларов, уехал за границу — и все путем. А сейчас правоохранительные органы что-то расследуют, кого-то экстрадируют, вот деньги только никто не научился возвращать. Но это вопрос отдельный. Он может быть решен только при создании международной организации, своеобразного финансового Интерпола.