Разработанные предложения вынесут на рассмотрение президиума СПЧ в ближайшие дни, сообщает 20 января газета «Коммерсант» со ссылкой на председателя президентского совета Михаила Федотова. Разработкой изменений в закон об НКО занималась постоянная комиссия совета по делам некоммерческих организаций.

Правозащитники предложили конкретизировать понятие «политическая деятельность», поскольку в 2013 году из-за закона об НКО начали массово проверять общественные организации. Причем зачастую прокуратура проверяла организации, которые явно не занимаются политикой. Речь идет о тех, кто защищает права военнослужащих, а также об экологах. Во время проверок в России ликвидировали организацию «Голос», которая занималась мониторингом нарушений на выборах.

Под понятием «политическая деятельность» эксперты предложили понимать «участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления», а также «оказание организационного, материального, информационного или консультационного содействия политическим партиям и отдельным кандидатам».

При этом в законе предложено прописать, что политической деятельностью не является «деятельность по защите прав и свобод человека, защите окружающей среды, противодействию коррупции, общественному контролю, а также иную деятельность социально ориентированных НКО».

Также эксперты предложили конкретизировать понятие «иностранный агент». В СПЧ считают, что под этим стоит понимать «российское юридическое лицо, получающее финансирование от иностранного государства, осуществляющее на территории РФ политическую деятельность в его интересах на основании соответствующего договора».

Кроме того в Совете по правам человека предложили передать судам право признавать ту или иную некоммерческую организацию иностранным агентом. Кроме того, в СПЧ считают, что к разбирательствам необходимо привлекать самих правозащитников.

Игорь Каляпин, член Совета по правам человека:

Изменить закон об НКО сейчас хотят все: и Минюст, который не выявил ни одного «иностранного агента», кроме ассоциации «Голос», и Генеральная прокуратура, которая летом выявила несколько сотен «иностранных агентов». То есть даже основные исполнители и правоприменители этого закона, которые занимают диаметрально разные позиции о его работе, сходятся в том, что понять его совершенно невозможно. Что такое политическая деятельность? Сейчас в законе сказано, что это попытка влиять на политику, проводимую органами государственной власти. Для прокуратуры любое интервью представителя общественной организации — это уже политическая деятельность, попытка влиять на формирование общественного мнения. Если общество охотников и рыболовов комментирует какие-то новые поправки в законодательстве об охоте и рыбной ловле, это все-таки не политическая деятельность, а та самая общественная деятельность, ради которой общественная организация и создавалась. Абсолютно неопределенные формулировки делают «закон об иностранных агентах» абсолютно неправовым.

Закон об НКО — иностранных агентах принят в 2012 году. Согласно положениям закона, любая некоммерческая организация с иностранным финансированием, занимающаяся политической деятельностью, обязана регистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента. Министерство юстиции имеет право включать НКО в реестр иностранных агентов на основании прокурорских проверок.