Елена Привалова: Полотна Ван Гога космические и прекрасно соответствуют мультимедийным эффектам
Специально для участников проекта «Сноб» Олег Маринин, организатор события, провел экскурсию по выставке «Ван Гог. Ожившие полотна»
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
Повсюду в Artplay люди: внизу полулежат на мягких топчанах, бродят по залу. В полумраке не сразу замечаешь, как много народу столпилось на верхней площадке лестницы. Это и правда удобная точка обзора: отсюда спроецированные полотна видны целиком. Публика активно передвигается по залам и очевидно воодушевлена.
Здесь каждый метр выставочной площади трансформирован в поле или цветы с полотен Ван Гога: картины не только на стенах, но и на потолке и на полу. Формат мультимедиа позволяет одновременно передавать (и воспринимать) изображение, музыку и текст.
По словам Олега Маринина, именно подобные мультимедийные шоу могут популяризовать искусство и, в частности, творчество великого голландского художника. Ведь, помимо завсегдатаев музеев, на такие мероприятия приходят и те, кого обычно не найти в художественных галереях.
Почему для первого подобного шоу в России выбран именно Ван Гог? Он, конечно, культовый художник, но ведь есть и другие, не менее популярные?
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
«Ван Гог, несомненно, интересен людям. Но тут сыграл роль и коммерческий фактор: цена на авторские права таких художников, как Пикассо или Дали, очень высока. С Ван Гогом все проще, организаторы могли свободно договориться с музеями», — объясняет Маринин.
Посетительница выставки Елена Привалова предполагает в выборе именно этого художника другую причину: «Просто полотна Ван Гога космические и к тому же хорошо перекликаются с мультимедийными эффектами. Получилась такая интерактивная экскурсия. Мне понравился формат подачи: смотришь полотна, читаешь о том, что повлияло на художника в данный период, и какие-то моменты в его творчестве становятся понятнее».
Так же, как неправильно учить иностранную лексику без изучения культурного контекста, трудно, да и неправильно изучать творчество художника без знания обстоятельств его жизни. Чем хороша выставка, так это тем, что она четко и эффектно показывают периодизацию творчества Ван Гога. Разные этапы жизни — разное настроение.
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
Еще одна удача — тонкое совпадение музыкального и визуального рядов. Вот радостный импрессионистический период в Париже — звучит беззаботный аккордеон; Прованс и увлечение японской темой — играет традиционная японская музыка; картины периода жизни в Овере, полные предчувствия скорой смерти, — трагизма придает музыка Генделя.
При увеличении снимков их качество зачастую ухудшается. Но с работами Ван Гога такого не происходит, скорее наоборот: качество восприятия улучшается, становится отчетливее видно то, чего раньше не замечал. На автопортрете лицо художника, казавшееся всего лишь печальным, при приближении выглядит болезненным и безнадежным, глаза выражают отчаяние.
Создатели проекта потрясли посетителей не только размерами изображений, но и их количеством: более трех тысяч огромных картинок отображались сорока кинопроекторами. Легко догадаться, что Ван Гог вряд ли мог произвести столько работ. Картины художника на выставке чередовались с видами улиц Парижа, Арля, со снимками его писем и рисунков. Функцию «оживления» полотен выполняли птицы, летящие над полями, дым из трубки, паровоз, который стоял-стоял и вдруг поехал. Посетители еле успевали вертеть головами: изображения менялись со скоростью калейдоскопа.
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин
Может, такое визуальное решение не сделало Ван Гога ближе для посетителей, зато уж точно расширило их представление о нем как художнике и человеке и придало знаменитым «Подсолнухам» тот самый необходимый для настоящего понимания жизненный контекст.