СОдноименная пьеса Трейси Леттса читается и смотрится на одном дыхании, особенно кульминация действа — сцена семейного ужина. И поскольку вы снимали это все не за один день, каково это — начинать съемку с той же интенсивности, с которой вы закончили прошлый съемочный день? И каждый раз выкладываться на сто процентов?

Съемки этой конкретной семейной сцены, насколько я помню, были запланированы на четыре дня, а сняли мы их за три с половиной. В съемочном мире это довольно существенная разница. В такие моменты ты полагаешься только на команду. Режиссер Джон Уэллс разделил сцену на три части, и поскольку оригинальная сцена занимает около двадцати страниц, за каждый прием мы снимали примерно семь страниц текста. Примерно минута экранного времени на страницу, если соотносить с пьесой.

СПосле такого интенсива хотелось ли вам поскорее обнять своих детей, чтобы почувствовать, что весь ужас ситуации семьи Уэстонов — только кино?

Мы снимали в Оклахоме, так что моих детей не было под рукой, и это давало мне дополнительный стимул скорее закончить работу и вернуться к ним.

СКогда вы снимаете весь день сцену такого высокого психологического напряжения, как вы потом приходите в себя? Как вам удается уснуть, в конце концов? Ведь этот эпизод с семейным скандалом — он не для слабонервных. А вам приходилось это играть!

Ну, обычно после таких съемочных дней мы все были ужасно уставшие, и в этом плюс столь интенсивной работы. Времени на то, чтобы анализировать прошедший день, просто не оставалось, мы едва успевали отрепетировать сцену следующего дня, и так все время и жили, в мыслях о завтра. Каждый член группы осознавал, насколько сложные диалоги в этой сцене, и потому необходимость подготовиться к следующей сцене как можно лучше была очевидна всем. Все знали свои реплики назубок, все были готовы к моменту, когда включалась камера, не было такого «ой, не помню следующую строчку». И тогда технические детали оставались позади, и все были готовы начать работать над эмоциональным ландшафтом сцены.

СНа пресс-конференции после показа «Августа» на кинофестивале в Торонто вы рассказывали, как после завершения съемочного дня все группа собиралась дома у Мерил Стрип, как все готовили и ели вместе, болтали, репетировали. Часто ли такое бывало? Чья инициатива это была?

В фильме было довольно много сцен, где участвовали все актеры, и это распространялось на реальную жизнь. Мы поддерживали друг друга как могли, и в кадре, и за кадром. Никто не хотел оказаться слабым звеном в такой высокопрофессиональной компании. Так дни, когда мы снимали сцены с участием всех нас, как правило, заканчивались дома у Мерил.

СВы приносили с собой что-нибудь?

Суп или какое-нибудь блюдо из курицы... Мерил — не знаю, как ей это удавалось, — сразу после съемок она спешила к себе, переодевалась, принимала душ, и к моменту, когда подъезжали мы, у нее уже готовилось что-то вкусное на плите, и она нас радушно встречала.

Кадр из фильма «Август»
Кадр из фильма «Август»

СПочему вы решили участвовать в этом фильме, чем привлек вас характер вашей героини Барбары Уэстон?

Начнем с того, что я видела пьесу в театре, и она поразила мое воображение. Ничего подобного раньше со мной не случалось. Это три с половиной часа, в которые погружаешься с головой. Это было неповторимо. И когда мне позвонили с предложением сняться и рассказали, что в роли Вайолет, матери, будет Мерил Стрип... Все, о чем я могла думать: скажите скорее, куда мне побежать и записаться? Это мечта, которая стала реальностью.

СЧто для вас значит работа с Мерил Стрип?

Как вам сказать... Мерил — лучшая, феноменальная. Наблюдать ее за работой — счастье. Видишь, что она настоящая, реальный человек из плоти и крови, который очень тяжело и много работает для достижения этого результата. Работать с ней — большая удача.

СВам нравится работать друг с другом? В фильме есть очень напряженная сцена скандала и вашего с ней конфликта. Как это было?

Ну не то чтобы драться с Мерил Стрип было моей мечтой, когда я думала о работе с ней. К тому же она довольно сильная физически (смеется). Я представляла себе, как во время работы мы будем сидеть кружком и рассуждать, какие мы уникальные личности, а когда дошло до дела, я внезапно обнаружила, что Мерил лежит на полу кухни, а я сижу сверху (смеется). Она гениальная актриса, и была очень терпелива со всеми нами.  

ССуществует так много стереотипов и недопонимания, когда мы говорим о силе — женской силе и силе мужской. Как бы вы определили женскую силу?

Я не думаю, что недопонимания так уж много. Это скорее какие-то старые стереотипы, вам не кажется? Разница между мужчинами и женщинами, конечно, есть, но мне кажется, мы разные в своей силе скорее благодаря индивидуальным различиям личности, чем из-за нашего пола.

СГероиня Мерил Стрип, Вайолет, очень ядовита, и с возрастом становится все хуже. Как вы думаете, что на нее влияет и что вообще происходит с женщинами в такой ситуации?

Я провела столько времени, анализируя каждого из персонажей, членов этой семьи, и пытаясь понять, почему именно она так ядовита и что из этого находится вне ее контроля, а что происходит по ее непосредственному желанию, — вы не представляете.

Кадр из фильма «Август»
Кадр из фильма «Август»

СНо ваши-то отношения с матерью лучше, чем отношения вашей героини с Вайолет?

Мои? Ну, видите, я жива и здорова и веду с вами светскую беседу, так что, видимо, да (смеется).

СЯвляется ли ваша мать для вас ролевой моделью?

Да, она, безусловно, образец для подражания в том, как она живет свою жизнь и как много она работала. Но не думаю, что я или мои брат с сестрой старались бы повторить ее жизнь в подробностях. Она катализирует нас: я работала тяжело, работай еще тяжелее. Я достигла того-то, ты можешь достичь большего. Каждого из нас она вдохновляет на поиск собственного пути.

СХотели бы вы быть такой же матерью для своих детей?

Нет, я хотела бы быть моей собственной версией лучшей возможной матери. Никто не хочет быть копией кого-то еще, каждый хочет найти свою собственную интерпретацию.

СВ последней сцене фильма, которая мне кажется крайне сильной, когда ваша героиня едет в машине и улыбается, у меня мурашки идут по коже — особенно от того, что она способна после всего пережитого улыбаться. Как вы думаете, что она вынесла из пережитого?

Я бы хотела, чтобы каждый решил это для себя. Было бы странно свести потрясающую пьесу Трейси Леттса к чьей-то, включая мою, индивидуальной интерпретации. Моя трактовка наверняка была бы отлична от вашей, ваша — от чьей-то еще, и так далее. Я бы не хотела своим мнением повлиять на чье-либо восприятие.

С«Август» — непростой, местами даже тяжелый фильм. Как вы думаете, что заставит зрителя все же решиться прийти в кинотеатр и, заплатив за билет, посмотреть именно этот фильм, а не какой-нибудь другой, ведь их выходит так много?

Ох, погодите, мне нужно собраться... Да, я должна была предвидеть этот вопрос. Положим, так: все эти дни, когда мы возвращались домой после съемок, совершенно измученные друг другом эмоционально, было большим облегчением понять, что все-таки твоя собственная семья гораздо благополучнее, чем семья Уэстонов, и вы не имеете с ними ничего общего. А если вдруг в вашей семье есть такие люди, может быть, фильм даст вам парочку новых идей для разговоров во время семейного ужина. Так или иначе, это феноменальная история, и актеры великолепные. Во время съемок самым сложным для меня было не забыть о том, что я тоже снимаюсь в кино, и не сидеть раскрыв рот и с изумлением следить за работой коллег. Сложно было оставаться сосредоточенным не зрителем.

СБыло ли что-нибудь терапевтическое для вас в этой работе? Похоже, что во время съемок определенных сцен вы избавлялись от огромного количества стресса и разного рода фрустраций, выплескивали все это в сцене. Чувствовали ли вы облегчение, как человек, после команды «стоп»?

В моей реальной жизни я до тошноты оптимистична и почти все время довольна жизнью. Так что мне пришлось поработать, чтобы понять, как и почему моя героиня Барбара чувствует то, что она чувствует. Почему она настолько разочарована и постоянно конфликтует с окружающими. И то же самое я пыталась понять про остальных героев. Потому что сцена семейного ужина примечательна своей психологической жестокостью. Я бывала в разных ситуациях, но все это были игрушки по сравнению с тем, на что способны Уэстоны... После съемок каждый день я испытывала удовлетворение от того, что это не моя семья.

Кадр из фильма «Август»
Кадр из фильма «Август»

СВам нравится работать в ансамбле?

Очень.

СЧувствуете ли вы себя более защищенной таким образом?

Это не связанно с защищенностью или беззащитностью, это просто гораздо интереснее и веселее. Больше работы, получаешь более богатый опыт.

СПо мере погружения в работу над картиной распространялись ли на актерский состав непростые экранные отношения героев, хотя бы отчасти?

К счастью, мы все в реальной жизни довольные и состоявшиеся люди, и объединяло нас скорее чувство товарищества, единства. Тарелок, как наши герои, мы не били. Но если бы Обама не выиграл прошлые выборы... Мы снимали как раз в разгар предвыборной кампании и в день самих выборов, и следили за голосованием очень увлеченно. Если бы Обама не выиграл, пострадать могли бы не только тарелки.

СКогда я смотрю на вас, я вижу перед собой замечательную актрису, прекрасного человека, отличную мать, состоявшуюся личность... Легко ли найти баланс между всеми этими ипостасями?

Не существует никакого трюка или формулы. Нужно просто быть тем, кто ты есть на самом деле, и все постепенно встанет на свое место.

СНо в каком-то интервью вы сказали, что только на какой-нибудь удаленной ферме чувствуете себя собой. Что вам не нравится вся маркетинговая суета, промокампании фильмов...

Ну, как человек я действительно предпочитаю тишину, уединение. Я бы сказала, что я довольно ленива. Я люблю просто быть дома с семьей, детьми, заниматься делами по хозяйству...

СВаша героиня, Барбара, говорит, что замужество — это сложно. Согласны ли вы с ней, насколько, и что вы лично делаете для того, чтобы ваша семейная жизнь была счастливой. Важно ли это?

По-моему, счастливая семейная жизнь важна для того, чтобы жизнь в принципе была счастливой. Я очень люблю своего мужа. Мы счастливо прожили в браке уже одиннадцать лет, а кажется, что только поженились. Я считаю, мне очень повезло. Только когда я вижу всех этих детей у себя дома, я понимаю, сколько времени прошло (смеется). Так интересно смотреть на моих троих детей и замечать, как они постепенно понимают, как устроена жизнь.

Кадр из фильма «Август»
Кадр из фильма «Август»

СВы готовите?

Да.

СЧто вы готовите, когда, например, к вам приходят гости?

Моему мужу нравится марокканская еда, которую я готовлю в тажине, подаренном другом несколько лет назад.

СА десерты вы готовите?

На самом деле я начала как пекарь — вы же знаете, что все повара делятся на тех, кто варит, и тех, кто печет. Сейчас я готовлю более или менее все.

СЧто дает вам радость в жизни?

Все перечисленное. Забота о детях, участие в жизни семьи, все эти веселые штуки, которые мы делаем вместе.

СЯ слышала, что вы любите работать с одними и теми же актерами и режиссерами. Значит ли это, что начинающим режиссерам и сценаристам сложнее добиться вашего внимания, потому что вы работаете только с проверенными людьми?

Почему же, я открыта. Если мне понравится идея, опыт режиссера для меня не важен.

СТо есть вы не стали бы сразу отказываться, даже если это первый фильм никому не известного парня, и бюджет его гораздо меньше того, к чему вы привыкли?..

Фильмов с большими бюджетами все равно больше не существует.

СЧто вам нравится в вашей героине, Барбаре?

То, что она — это не я, а всего лишь моя героиня (смеется).

СКогда вы слышите, как какую-то юную актрису называют «новой Джулией Робертс», как вы себя ощущаете?

Старой Джулией Робертс? (Смеется.)С