Союз автостраховщиков утвердил разработанную методику на последнем заседании экспертного совета. В феврале 2014 года документ направят на рассмотрение Банка России, сообщил руководитель союза Павел Бунин. «В феврале отправим в ЦБ с просьбой рассмотреть, потом в Минюст… Затем будем ждать принятия закона», — приводит его слова «Прайм».

РСА определил методику, опередив Минтранс, который в соответствии с законом об ОСАГО должен был заниматься ее разработкой. За передачу союзу полномочий по разработке методики ранее выступали в Минфине и в Банке России. Соответствующие поправки в закон об ОСАГО рассмотрят в Госдуме только в марте. Не дожидаясь принятия поправок, РСА разработал документ самостоятельно.

Разработка методики необходима, поскольку в России применяют пять формул для расчета ущерба от ДТП. Из-за разнообразия методик автовладельцы часто судятся со страховщиками, не соглашаясь с суммами выплат. В 2013 году в судах рассмотрели около 600 тысяч подобных дел.

Российский союз автостраховщиков предлагает на основании методики разработать ценовые справочники, которые будут содержать информацию о стоимости ремонта, цене на лакокрасочное покрытие и запчасти. Справочники будут составлять раз в полгода на основании информации по укрупненному методу — за основу возьмут данные из 12 экономических регионов. Выпуском справочников займется РСА.

Разработанная методика предполагает 15-процентное расхождение в оценке ущерба разными экспертами. Автостраховщики уверены, что добиться стопроцентного совпадения сложно. Некоторые считают, что максимум нужно установить на отметке в 10 процентов. Поэтому в дальнейшем процент расхождения в оценках могут пересмотреть.

Андрей Филин, координатор общественного проекта гражданских активистов «Движение»:

Есть две главные вещи, которые в таком документе должны быть прописаны. Во-первых, должен страховаться не автомобиль, а человек. Сегодня если ты едешь на «Запорожце», ты его страхуешь на 300 тысяч, а если на «Роллс-ройсе», то на 15 миллионов. А что убить и покалечить машиной можно одинаково, совершенно не учитывается. Должен быть учтен опыт нормальных стран, где страховой бизнес работает не одно десятилетие и все коэффициенты уже подробно высчитаны.

У моего знакомого шесть машин, он ездит на одной, но вынужден страховать каждую из них. По уму он должен был застраховать свою гражданскую ответственность и ездить хоть на одной машине, хоть на всех по очереди.

Во-вторых, нужно избавляться от дурацкой системы высчитывания коэффициента износа. Это полный абсурд! Мы когда приходим к страховщику и сидим на стареньком стуле, не просим сделать нам скидочку их услуг на пять процентов за износ мебели. А нам удешевление имущества высчитывают. Причем машина могла просто стоять в гараже три года, а по документам высчитают износ 27 процентов.

В Госдуме сидят очень сильные лоббисты, которые никогда не пропустят невыгодные для них поправки. И граждане у нас с этим никак не борются: царь-батюшка сказал, мы согласились.