Мне часто приходится слышать разговоры о том, что американцы тупые и что они очень любят качать права. Правда состоит в том, что в Америке действительно любят качать права и здесь действительно много необразованных людей. Но те, кто идет в университет, кто пишет диссертацию, — это не дурачки с улицы, которые не знают, где на карте мира находится Нью-Йорк (а таких здесь порядка 50%). Американские студенты и аспиранты часто могут иметь небольшой багаж знаний, но они всегда очень инициативные и обладают огромным чувством ответственности. Вы всегда можете рассчитывать, что ваша просьба будет исполнена — без обид, без прeпирательства, без качания прав. Как раз из-за этой дисциплинированности и трудолюбия мне очень нравится преподавать в Америке.

Надо сказать, что университетское образование в США зачастую не очень высокoго уровня, зато аспирантское намного лучше стандартного образования в обычном европейском университете. В Европе у аспирантов вообще нет никаких спецкурсов, а в России их нагружают всякой ерундой: например, ученых-естественников пичкают политэкономией. Здесь же все спецкурсы строго по специальности — они человеку реально нужны. В итоге в аспирантуре образование получается гораздо более высокого качества, чем обычное университетское.

В этом году у меня два курса: один для студентов, другой для аспирантов. Со студентами мне нравится работать немного меньше: им я должен дать какой-то определенный объем материала; предполагается, что студенты ничего не знают вначале и должны все знать в конце. А с аспирантами никто ничего не предполагает. У них уже есть знания, и им все очень интересно. Кроме того, им я могу читать курс в совершенно свободном стиле. Занятия с аспирантами проходят в форме философских дискуссий. Мне доставляет огромное удовольствие, когда дискуссия начинается на одну тему, затем разговор скатывается к другим вопросам, которые тоже очень интересны, а потом мы возвращаемся к изначальной теме. Так по ходу дела мы облазим все древо науки. Это безумно интересно.

В этом году в своем новом аспирантском курсе я решил опробовать садистскую тактику: я даю аспирантам задания и посылаю их читать современную научно-исследовательскую литературу вместо учебников. Поначалу я, честно говоря, боялся, что они не выдержат нагрузки, но, похоже, все же справляются.

Несмотря на весь мой садизм, студенты и аспиранты меня любят. Возможно, потому, что я никогда не ставлю им неуды и общаюсь с ними строго на равных. В Америке студенты тоже ставят преподавателям оценки — оценивают, насколько курс был доступен, насколько зажигательными были лекции. По каждому пункту деятельность преподавателя оценивается по семибалльной шкале. Недавно я получил свои оценки за прошлый семестр. Получил — и впал в дикую ярость. По большинству из этих пунктов мои оценки оказались где-то 1,1, притом что среднеуниверситетский балл около двух. Я думаю: вот сволочи, они так меня ненавидят, я больше никогда в жизни не буду им преподавать. А потом выясняется, что единица — это самый высокий балл. У нас кол — плохо, а у них, наоборот, хорошо. То есть они меня оценили практически как идеального преподавателя. А по аспирантскому спецкурсу мне вообще по всем пунктам выставили ровно 1,0, притом единогласно.