Создавая Версаль, «король-солнце» Людовик XIV полагал, что открывает окно в бесконечность. Точно так же он был уверен, что черпает энергию из космоса. Наверное, если бы он по волшебству дожил до наших дней, то увлекся бы космонавтикой и, скорее всего, стал бы другом Гагарина.

Не эта ли фантазия пришла в голову французскому художнику Ксавье Вейану, которого директор Версаля выбрал украсить старый дворец и прилегающий к нему парк? Теперь Юрий Гагарин, первым испытавший эффект невесомости, лежит под окнами королевской спальни, придавленный к земле скафандром как саркофагом. Дети ползают по нему, серому и огромному, словно пришельцы с неизвестной планеты.

Лицо Гагарина отчаянно грустно. Его грудь разорвана, она зияет фиолетовой пустотой.

Фиолетовый был цветом траура при королевском дворе. Фиолетовая же карета помещена художником перед дворцом. Странные не то лошади, не то собаки мчатся от дворца во всю прыть. Что за фиолетовую новость спешат они сообщить?

В саду Версаля застыли фигуры. Они сидят на железных рамах, как вороны на проводах.

Наверное, это самый тактичный ответ на техническое задание «украсить шедевр» Ленотра — поставить в его саду изваяния самых знаменитых архитекторов. Чем-то безысходным веет от этой коллективной попытки покорить космос «короля-солнца».