В ночь на субботу силы самообороны Майдана заняли правительственный квартал и взяли под свою охрану Верховную Раду, Кабинет министров и Администрацию президента. Незадолго до этого подразделения «Беркута» покинули центр города. По состоянию на утро 22 февраля вся столица находилась под контролем протестующих. На перекрытых еще вчера улицах вокруг административных зданий толпы гуляющих горожан, а баррикады и сгоревшие грузовики МВД быстро превращаются в туристические объекты.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

Вход на улицу Банковая преграждает шеренга активистов с самообороны с отобранными у внутренних войск щитами — во избежание мародерства внутрь пропускают только журналистов.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

Впрочем, в само здание Администрации президента не пускают даже работников прессы. На ступенях здания дает пресс-конференцию Остап Кривдык, пресс-секретарь самообороны Майдана. На неплохом английском он рассказывает, что порядок в зданиях продолжает поддерживать государственная служба охраны, как и ранее, но что в зданиях есть также и представители самообороны — 300 человек только в здании на Банковой. Самооборона имеет также неофициальные контакты с СБУ Украины на уровне директора службы и с Министерством внутренних дел. «А вообще я фиксер (помощник иностранных журналистов по организации встреч и сьемок. — Прим. автора)», — застенчиво признается он в конце импровизированной пресс-конференции. «Ну, теперь у вас, кажется, есть подработка», — шутит в ответ один из иностранных журналистов.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

Полковник Колодяжный, по его словам, пересидел уже трех президентов и, по всей видимости, намерен досидеть на своей должности до следующего: он занимается охраной здания АП. Самооборона заняла периметр по соглашению со службой охраны — «во избежание кровопролития». Однако, по утверждению Колодяжного, ни одного представителя самообороны внутри Администрации нет. «Мы подчиняемся приказам директора службы и работаем как всегда», — говорит он. «А почему на вас нет формы и одеты вы, как грибник?» — спрашивает его один из журналистов. «Ну, это форма такая у нас», — уклончиво отвечает полковник. Колодяжного можно понять — вид формы сейчас в Киеве вызывает у людей не самые позитивные эмоции.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

В то же время распространяется сообщение о захвате резиденции Януковича «Межигорье», что вызывает настоящее ликование на улицах — последний символ его режима рухнул. Теперь понятно, что он уже не вернется. В городе окончательно исчезает милиция — за остаток дня не удалось встретить ни одного милиционера или патруля ДПС. Вместо них на перекрестках встали молодые люди с дубинками и битами — члены дружин самообороны своих районов. Рядом с Банковой одна из сотен Майдана начинает снос памятника Дмитро Манульскому — видному деятелю Украинской компартии. На памятнике написано: «Организатор голодомора, коммунист, убийца».

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

Общими усилиями бюст обматывают веревками, раскачивают и скидывают. Несколько человек пытаются разбить памятник, который не раскололся при падении. Многие присутствующие неодобрительно качают головами и говорят про вандализм. Другие же считают правильным освобождение от советского наследия.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

На Майдан тем временем происходит паломничество горожан, желающих возложить цветы погибшим защитникам площади. Члены самообороны, участвовавшие в уличных боях, с удовольствием рассказывают приходящим о том, как все было, и отвечают на вопросы. Заметно, что сейчас формируется мифология нового государства и определяются его герои.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

Вся площадь превратилась в своеобразный музей памяти защитников Майдана — тут и там на месте гибели людей поставлены окровавленные каски, свечи и цветы.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

Сергей рассказывает о гибели своего товарища-медика, который пытался вытащить раненого снайперским огнем с улицы Институтская. Толстый металлический щит с красным крестом имеет несколько пулевых отверстий, в которые вставлены гвоздики. На щите написано пояснение — «Пули СВД» (снайперской винтовки — прим. автора).

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

На основной сцене начинается отпевание погибших. Священники поют молитвы. Время от времени подьезжают машины скорой помощи, из которых достают гробы с погибшими и проносят через собравшихся.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

Присутствующие тысячи людей крестятся, многие плачут. На Майдане в этот день царит удивительная атмосфера торжественной скорби и национального единства.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

По лагерю ходят польские парамедики с аппаратурой  — медицинская помощь все еще востребована: в основном, для родственников погибших. «Приехали поздно, но все равно молодцы, что приехали», — говорят о них митингующие. Католическая организация Caritas установила походную часовню, чтобы было где поставить свечу за упокой. В углу лежит никем не охраняемый пакет со свечками. В нем же толстая пачка денег — точно стоимость свечек никто не знает, поэтому за свечку туда кладут ту сумму, которую считают обычной.

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов

Ближе к вечеру начинают поступать новости о бегстве Януковича за границу и выдаче ордеров на арест наиболее одиозных представителей Партии регионов. Милиция отсутствует, но в городе безопасно. Везде ходят дружины самообороны: несмотря на грозный внешний вид с камуфляжем и балаклавами, они вполне адекватны и охотно идут на контакт. В городе царит ощущение победы — толпы людей ходят по Крещатику и Майдану, несмотря на дождь, сигналят машины и отовсюду слышится позывной революции «Слава Украине!». И неизменно кто-то другой отвечает: «Героям слава!»

Фото: Егор Путилов
Фото: Егор Путилов