Могилы наших предков
В далекой Канаде — где, как и в России, много лесов, полей и рек, но куда меньше злобы, тупости и упрямства — есть провинция Квебек. А на севере Квебека лежат горы со странным названием Нуввуагиттук.
Горы эти примечательны тем, что образовались очень-очень давно — около 4 миллиардов лет назад. В общем, похоже, что это самые древние горные породы на Земле, практически не изменившиеся с момента образования планеты. Выглядят они не ахти: этакие бессмысленные навороты древней вулканической лавы. Но будем уважать старость и воздержимся от критики.
Несколько лет назад некоторые геологи заметили, что тамошние горные породы по своей химии подозрительно похожи на те, что можно поднять с океанского дна, к примеру, возле Марианской впадины. Тут горы — там впадина; странное сходство. Однако похожи они могут быть потому, что и там и тут проходит (или проходил) один и тот же геологический процесс: одна литосферная плита въезжает под другую, причем на стыке, естественно, происходят всякие извержения и землетрясения.
Гипотеза была прекрасна, но, как вы понимаете, очень сложно и едва ли корректно сравнивать химический состав камня, который вот-вот-прямо-сейчас образуется в Марианской впадине, и другого камня, который пролежал на одном месте треть всего времени существования Вселенной. И вот вышла статья, где ученые наконец-то навели на свою гипотезу строгость. Они учли все то, что происходит с этими камушками со временем, и сделали вывод: да, там, в Канаде — древнейшая на планете область погружения литосферной плиты.
Для большинства простых и хороших парней и девчат вроде нас с вами нет ничего скучнее, чем литосферные плиты, медленно-медленно въезжающие одна под другую. Так что теперь мне предстоит объяснить, чем именно эта унылая геологическая новость может быть интереснее всех прочих.
Видите ли, многие думают, что происхождение жизни на Земле — непроницаемая тайна (чуть ли не Бога поминают в этой связи). Тайна-то она тайна, но за последнее десятилетие эту тайну довольно сильно расковыряли со всех сторон. С легкой руки полубезумного ученого Майка Рассела (сейчас работает в NASA) уже почти повсеместно принято считать, что жизнь могла зародиться в щелочных геотермальных источниках на дне океана. Некоторые уже приспособились называть их «белыми курильщиками», чтобы не путать с «черными» (где жизнь якобы зарождалась согласно прошлой гипотезе, ныне полностью разоблаченной).
Аргументы достаточно серьезны. Во-первых, вокруг этих геотермальных источников находится пористая минеральная порода серпентин, в полостях и канальцах которой могла быть решена главная задача при изготовлении жизни — собрать в одном месте достаточно много органики, не давая ей расплываться.
А во-вторых и в главных, химические процессы вокруг щелочных источников подозрительно похожи на ключевые процессы в биохимии всего живого. Там все завязано на отнимании электронов у водорода (который образуется при выдавливании морской воды из погружающейся литосферной плиты).
Будете смеяться, но наша с вами так называемая «жизнь» тоже главным образом вертится вокруг этого незатейливого процесса. Лично вы, правда, не потребляете чистый водород, а берете его из глюкозы.
Более того, модели показывают, что в таких источниках вполне естественно образуется органика, и даже чуть ли не сам собой зарождается центральный процесс всей земной биохимии — цикл Кребса. А впоследствии другой безумный ученый — Билл Мартин — догадался, как при этом мог появиться прообраз нашего энергетического обмена с участием АТФ. Короче, зарождение жизни в «белых курильщиках» на сегодня — это гипотеза, имеющая множество за и практически ничего против.
А «белые курильщики» как раз и образуются там, где литосферные плиты погружаются в мантию.
Проблема была в том, что жизнь-то зародилась около 4 миллиардов лет назад, это установлено точно. А геологи говорили, что в такую давнюю рань ни малейшей тектоники плит на планете еще быть не могло — откуда же тогда щелочные источники, откуда серпентин? Ну так вот в этой статье, которую мы сегодня обсуждаем, и доказывается, что как минимум одно такое место на земле существовало.
Если наши околонаучные спекуляции верны, именно там находился кусок серпентина, из которого в какой-то момент отшнуровались и поплыли по океану самые первые живые клетки. И вот тут самое смешное. Много фактов свидетельствуют о том, что процесс этот произошел минимум два раза. То есть однажды от серпентина отшнуровалась клетка, которая дала начало всем ныне живущим бактериям, а в другой раз — клетка, от которой позже произошли археи (это тоже такие микробы), а также баобабы, мы с вами и Эдуард Багиров.
А это значит, что общим предком ВСЕГО живого на земле (ученые называют его LUCA, то есть Last Universal Common Ancestor) был кусок серпентина, напичканный всякими органическими молекулами. И, возможно, жил он на севере Квебека в горах со странным названием Нуввуагиттук — ну просто потому, что другого подходящего места ранней тектоники плит на планете пока не нашли.
Там он жил, и там он похоронен — серпентин не переползает с места на место, это ж камень. И связывает вас с ними прямая цепочка родства. Ваша мама очень похожа на вас, и бабушка тоже, а какая-то прапрапра уже больше похожа на обезьяну — но не будем на этом останавливаться! Вот прапрабабушки, похожие на саламандру, на рыбу, на оболочника.
Далее на червяка. На жирную и наглую архею, способную проглатывать другие клетки (была и такая среди ваших прапрабабушек, даже и не сомневайтесь). Ну и наконец на кусок пористого камня, лежащего на дне океана там, где сейчас располагается страна Канада, и где живут ученые потомки «ЛУКИ», которым не скучно разбираться во всей этой истории.
Если вам тоже это не скучно, прочтите хотя бы популярную заметку в журнале Science, а еще лучше — книжку Ника Лейна «Лестница жизни». Там про все это написано понятным человеческим языком.
А какие мировоззренческие выводы вы из этого сделаете, мы не знаем. Но, наверное, правильные и хорошие, потому что чем просвещеннее человек, тем труднее заманить его на вранье, спекулируя на его обиде и тщеславии. Тем сложнее живется на свете всяким Путиным-Шмутиным и прочим любителям великой России. Для того и стараемся, как можем, чтобы этот морок поскорее развеялся.