Жесткий диск стал героем дня два года назад, когда наградили Ферта и Грюнберга. Компакт-диск и микросхемы — в 2000-м: одной технологией мы обязаны Алферову и Кремеру, другой — Джеку Килби. Теперь наступила очередь цифровой камеры и широкополосного Интернета.

Если ваша камера цифровая, к ее созданию приложили руку двое из трех лауреатов — Уиллард Бойл и Джордж Смит из Bell Labs. По пути в блог «Наука» ваши цифровые снимки наверняка проделают часть пути по оптоволокну, протянутому в виде Всемирной паутины, — и это заслуга третьего нобелевца, Чарльза Као. Ваши картинки внутри кабеля повторят тот же трюк, что и лучи в струе фонтана, который на них изображен.

Оба открытия — про транспортировку такой хрупкой вещи, как свет. Тот, хотя и движется быстрее всего остального, предпочитает прямые пути. Лауреаты, каждый по-своему, ответили на вопрос, как его упаковать и заставить двигаться по удобному нам маршруту.

Свет, запущенный в прозрачную ловушку-волновод, удерживается там не хуже, чем жидкость в трубе. «Ловушку» — оптоволокно или струю — можно как угодно гнуть, благодаря чему изображение добирается до адресата из самых труднодоступных мест. Лампы под фонтанами снаружи не видны, зато струя отлично светится. Этот же принцип популярен у медиков, которым не терпится заглянуть внутрь чьей-нибудь аорты или желудка: «кишка» гастроэнтеролога сделана как раз из оптоволокна.

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank

Цифровая матрица (а точнее CCD-сенсор) тоже, в общем-то, инструмент доставки света издалека. Главные ее поклонники — астрономы, которым жизненно важно фиксировать космические взрывы где-нибудь на границе Вселенной при помощи матриц, а не пленки. Пленку не отправишь в путешествие за миллиард километров, откуда никакой «Пионер» или «Вояджер» не возвращался. Конкуренцию астрономам составляем мы с вами, когда, вооружившись цифрозеркалкой, пытаемся показать то, что подглядели в одной точке земного шара, друзьям на другом конце планеты.

CCD-сенсор
CCD-сенсор

Кстати, если вы следите за борьбой двух тираннозавров фотоиндустрии, у вас есть свой повод прислушаться к Нобелевскому комитету. Nikon встраивает в свои профессиональные камеры ту самую CCD-матрицу, которую в 1969 году придумали Бойл и Смит. Canon предпочел CMOS — изобретение посвежей, и теперь не сможет украшать пресс-релизы словами «нобелевская технология». Мелочь, но приятный повод для злорадства.