Михаил Елизаров: Про марки
Я уже и забыл, что когда-то собирал марки. У меня было не меньше шести альбомов! Целая полка. То есть, не альбомов... Они назывались «кляссеры» — фолианты, состоящие из листов плотного картона. На каждом листе имелись ряды туго натянутых прозрачных лент-карманов, куда, собственно, и вставлялись марки. Каждый разворот заботливо прокладывался тончайшей пергаментной бумагой – чтобы уберечь марки от повреждений. Это было важно — хороший кляссер. В дешевых ленты прилегали к картону неплотно, и глупая марка могла сбежать и повредить зубцовку...
Позабытое слово выскочило — «зубцовка». Сейчас вспомнятся и другие слова... Марочный мир отличался своим бумажным расизмом. Марки делились на «гашеные» — то есть, с почтовым штемпелем, и «негашеные» — последние всегда были дороже. Хотя непонятно, как гашеные марки попадали в магазины или киоски? По идее, «гасить»-то марки должны были на почте...
Первые марки я приобретал в «Союзпечати» — дешевые полиэтиленовые пакетики, куда беспорядочной окрошкой были ссыпаны советские, польские, монгольские, кубинские марки. Дешевые, вразнобой: какие-то деятели культуры, политики, всякие комбайны, машины, музейные экспонаты, звери и спортсмены. Некоторые марки обнаруживали между собой очевидное родство, и я ставил их рядышком. Тогда я думал, что это и есть настоящее коллекционирование — приобретать наудачу кучу марок и смотреть улов. Те марки, что повторяются — менять на новые...
Потом отец отвел меня в филателистический магазин, где я увидел целые прилавки сокровищ, узнал, что марки изначально продаются наборами, сериями, что существуют «блоки» — сложные сиамские организмы из шести, восьми, девяти штук. Оказалось, разлучать их нельзя, иначе марки сразу потеряют в цене. А до этого, я, как дурак, расчленил блок на органы, а потом горевал — не из-за денег, а из-за собственной глупости...
На день рождения, когда мне исполнилось восемь лет, я получил в подарок от родителей роскошный кляссер — огромный, как колдовская книга в обложке из черной кожи (или кожзаменителя — не берусь утверждать) До того я хранил марки в конвертах, которые прятал в книги — чтобы марки не мялись. Радость от получения кляссера была какой-то новой, совершенно недетской.
У старика-спекулянта я купил импортный пинцет — из мягкой нежной пластмассы, такой, чтобы не повреждал марки. О том, чтобы прикоснуться к марке пальцами, не могло быть и речи.
У меня даже имелся членский билет «Юного филателиста», позволявший приобретать марки с витрины для избранных. Я мог часами просиживать над альбомами, раскладывал, сортировал — болгарские марки в один кляссер, монгольские — в другой. Потом я архивировал тематически: космос, флора, фауна, искусство, спорт...
Мои дворовые приятели, помню, носили марки в карманах! Вытаскивали этих скомканных калек, обижались, когда я отказывался от обмена, указывая на поврежденные зубчики.
У ребят постарше ценились марки из серии «искусство», но только, если там попадались картинки с голыми женщинами. К сожалению, масляная нагота классической живописи почти всегда ограничивалась крошечной грудью без сосков и приглаженными отсутствующими гениталиями.
Шепотом, в темных подъездах, говорилось об одной марке, на которой известная картина Рубенса изображала уже не стыдливо сросшиеся, а широко, на совесть, раздвинутые ноги – такая произошла ошибка в типографии... Этих марок вроде было отпечатано всего сто штук, они случайно разошлись по стране, и человека, прозевавшего все это раздвинутое безобразие, посадили...
Это было похоже на правду. Я уже знал историю возникновения дорогих марок – их редкость и заоблачные цены были связаны именно с типографскими ошибками: «Желтая шведская марка» или «Черный Пенни».
И я, и многие мои приятели, верили, что эта «голая» марка существуют. Она либо в продаже, либо у кого-то на руках. По легенде, ее можно случайно купить в обычной «Союзпечати», или же выменять...
Когда потом через много лет я видел взрослых филателистов, одиноких неопрятного вида мужчин, собирающихся на толкучках, заглядывающими украдкой друг дружке в альбомы увеличительными стеклами, мне казалось, что это те самые одержимые мальчики, не отказавшиеся от мечты найти когда-нибудь заветную марку.
Дались им эти раздвинутые ноги...