Фото: Иван Клейменов
Фото: Иван Клейменов

В Музее современного искусства на Петровке проходит выставка известного московского архитектора Николая Шумакова — автора более двадцати станций столичной подземки, а также нескольких знаковых для Москвы архитектурных объектов, среди которых Живописный мост в Серебряном бору и аэровокзальный комплекс «Внуково-1». В фокусе экспозиции малоизвестная сторона жизни главного архитектора «Метрогипротранса», а именно его хобби — живопись. В нескольких залах представлено более 60 картин архитектора.

Фото: Иван Клейменов
Фото: Иван Клейменов

Шумаков рисует портреты только тех людей, с кем он хорошо знаком: родственников, близких друзей и коллег. Говорить серьезно про свою живопись Шумаков не хочет: «Холсты висят на стенах, и этим все сказано».

Фото: Иван Клейменов
Фото: Иван Клейменов

Творческих мук у Николая Шумакова не бывает — картину может написать за полдня, а если это автопортрет, то и быстрее. «Чем хороши автопортреты — модель не вредничает и будет сидеть перед зеркалом столько, сколько надо, — объясняет архитектор. — А еще я рисую себя по памяти, вот закрываю глаза, представляю образ и пишу».

Фото: Иван Клейменов
Фото: Иван Клейменов

На вопрос участников проекта, как он подбирает цветовую палитру, которую затем использует для создания каждого портрета, Шумаков с улыбкой отвечает: «Цвет выбирается очень просто — какая краска под рукой есть, такой цвет и будет. Так работают многие профессионалы».

Фото: Иван Клейменов
Фото: Иван Клейменов

Куратор выставки Анна Арутюнян рассказывает, что картины прошли строгий отбор перед тем, как попали в экспозицию. «Задача художника понятна: у него есть в мастерской работы, и он хочет все их показать. В каком порядке они будут висеть, его не интересует, — говорит куратор. — А выставку нужно было придумать». По ее словам, кураторы поделили работы архитектора на три условные группы: портреты, натюрморты и ню — и развесили по залам.

«Он — человек, который интересуется людьми. Да, ироничный, все время шутит, с ним правда очень сложно серьезно поговорить, — рассказывает Арутюнян. — Это хорошо заметно в его манере кадрирования портрета, его фирменный close up. Живописец как бы наезжает на лицо героя своим зумом, и все, никуда не деться. В его портретах есть гротеск. Многие, кого он рисовал, признаются, что этот гротеск вынимает из тебя все, что хотелось бы скрыть за своим приличным лицом, официальной маской».

Фото: Иван Клейменов
Фото: Иван Клейменов

Участница проекта Элеонора Гнутова рассказывает, что пришла на выставку, чтобы посмотреть на самого архитектора и узнать его как человека. «Работы Шумакова созерцательны. На них можно долго смотреть вблизи и издалека, — говорит Гнутова. — Их не нужно анализировать, можно просто отдыхать. На его выставке можно отвлечься от повседневных проблем. Мне здесь уютно и хорошо».

В Москве важно, чем горожане занимаются в свое личное время, уверена психолог Светлана Филяева: «Такая синтетика жизни, где переплетается то, что мы делаем для своей основной работы и что — для себя. Именно от этого зависит, насколько мы состоятельны и успешны. Я хотела узнать, как этот процесс проходит в жизни известного московского архитектора».

Фото: Иван Клейменов
Фото: Иван Клейменов

По мнению Филяевой, в личном общении художник держит большую дистанцию с людьми. «Это было хорошо заметно во время экскурсии, — поясняет она. — Шумаков много шутил, видно, что для него юмор — это защита, публичная маска, нежелание открываться и рассказывать что-то. А живопись, наоборот, для него способ искреннего контакта, возможность присутствовать в мире и близко общаться с людьми».