![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/8433E2E4_2FC4_4DF7_B616_20DCB5D36909_avatar.jpg)
Куратор Анна Арутюнян: Шумаков вынимает из тебя все, что хотелось скрыть за приличным лицом
![Фото: Иван Клейменов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6b/bf/6bbffbfeee4f8f758d39598129b66ab62b43314f3c1166cde2824925a881ce71.jpg)
В Музее современного искусства на Петровке проходит выставка известного московского архитектора Николая Шумакова — автора более двадцати станций столичной подземки, а также нескольких знаковых для Москвы архитектурных объектов, среди которых Живописный мост в Серебряном бору и аэровокзальный комплекс «Внуково-1». В фокусе экспозиции малоизвестная сторона жизни главного архитектора «Метрогипротранса», а именно его хобби — живопись. В нескольких залах представлено более 60 картин архитектора.
![Фото: Иван Клейменов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/68/33/683322cbb7f0eadc38642a023dce7f181b953c95f7339678100e7c9bde484d9d.jpg)
Шумаков рисует портреты только тех людей, с кем он хорошо знаком: родственников, близких друзей и коллег. Говорить серьезно про свою живопись Шумаков не хочет: «Холсты висят на стенах, и этим все сказано».
![Фото: Иван Клейменов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/01/36/0136587906cdd118fe807dfbea8112f05f3bde0327624a03fb4fc330fb7e557f.jpg)
Творческих мук у Николая Шумакова не бывает — картину может написать за полдня, а если это автопортрет, то и быстрее. «Чем хороши автопортреты — модель не вредничает и будет сидеть перед зеркалом столько, сколько надо, — объясняет архитектор. — А еще я рисую себя по памяти, вот закрываю глаза, представляю образ и пишу».
![Фото: Иван Клейменов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e0/fe/e0fe7369e4bbffb69b8b790214cc4bd7d8015eb91ac3f7be9d1fe86e752665ba.jpg)
На вопрос участников проекта, как он подбирает цветовую палитру, которую затем использует для создания каждого портрета, Шумаков с улыбкой отвечает: «Цвет выбирается очень просто — какая краска под рукой есть, такой цвет и будет. Так работают многие профессионалы».
![Фото: Иван Клейменов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/16/2c/162c3685cf9a7402508a684d5cd45937e8878099e817fc5a4d7369044da62f7e.jpg)
Куратор выставки Анна Арутюнян рассказывает, что картины прошли строгий отбор перед тем, как попали в экспозицию. «Задача художника понятна: у него есть в мастерской работы, и он хочет все их показать. В каком порядке они будут висеть, его не интересует, — говорит куратор. — А выставку нужно было придумать». По ее словам, кураторы поделили работы архитектора на три условные группы: портреты, натюрморты и ню — и развесили по залам.
«Он — человек, который интересуется людьми. Да, ироничный, все время шутит, с ним правда очень сложно серьезно поговорить, — рассказывает Арутюнян. — Это хорошо заметно в его манере кадрирования портрета, его фирменный close up. Живописец как бы наезжает на лицо героя своим зумом, и все, никуда не деться. В его портретах есть гротеск. Многие, кого он рисовал, признаются, что этот гротеск вынимает из тебя все, что хотелось бы скрыть за своим приличным лицом, официальной маской».
![Фото: Иван Клейменов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/85/e1/85e13655cec8562d6d46812ba5e08ecd77168151ef576d55b2a2837745544a52.jpg)
Участница проекта Элеонора Гнутова рассказывает, что пришла на выставку, чтобы посмотреть на самого архитектора и узнать его как человека. «Работы Шумакова созерцательны. На них можно долго смотреть вблизи и издалека, — говорит Гнутова. — Их не нужно анализировать, можно просто отдыхать. На его выставке можно отвлечься от повседневных проблем. Мне здесь уютно и хорошо».
В Москве важно, чем горожане занимаются в свое личное время, уверена психолог Светлана Филяева: «Такая синтетика жизни, где переплетается то, что мы делаем для своей основной работы и что — для себя. Именно от этого зависит, насколько мы состоятельны и успешны. Я хотела узнать, как этот процесс проходит в жизни известного московского архитектора».
![Фото: Иван Клейменов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e1/cc/e1cc668bb12798b7391db7fee72b88f1647acab8b2daf76c7137989f37dec917.jpg)
По мнению Филяевой, в личном общении художник держит большую дистанцию с людьми. «Это было хорошо заметно во время экскурсии, — поясняет она. — Шумаков много шутил, видно, что для него юмор — это защита, публичная маска, нежелание открываться и рассказывать что-то. А живопись, наоборот, для него способ искреннего контакта, возможность присутствовать в мире и близко общаться с людьми».