О новой книге, ради которой собрались участники творческого вечера, забыли почти тут же. Обсуждали скорее искусство и жизнь - как это было в 90-х и как стало сейчас. Сам Кошляков резюмировал так: быть художником сегодня - это сумасшествие
Вчера вечером в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре Валерий Кошляков и Юрий Шабельников представили книгу «Искусство или смерть», посвященную членам одноименной художественной группы, в которой они состояли.
О работе товарищества рассказывает и развернутая в музее выставка. К ней Кошляков, у которого на Московской биеннале представлено несколько проектов, относится с особым трепетом. На выставке представлено почти 200 работ.
Авдей Тер-Оганян. Вермеер. Молочница. 1981
Александр Сигутин. Хулиган. 1981
Леонид Стуканов. Весна. 1988
Александр Кисляков. Портрет графа (Леонида Стуканова). 1990
Василий Слепченко. Сон. Художник и модель. 1986
Николай Константинов. Присутствие, или Интерьер, или То и другое. Картина для музея. 1985
Юрий Шабельников. Мурат пьет пиво. 1983
Валерий Кошляков. Модель в купальнике. Из сери Журнальная графика. 1989
Валерий Кошляков. Самарский этюд. 1988
Некоторые из них показывали в последний раз 20 лет назад, а многие не экспонировались вовсе:
«Искусство или смерть» было создано в конце 1980-х в Ростове-на-Дону. В него входили Александр Кисляков, Николай Константинов, Валерий Кошляков, Юрий Палайчев, Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников, Василий Слепченко... Название товарищества отсылает к лозунгу кубинских революционеров «Patria o muerte!» («Родина или смерть!»). Ростовские художники выбрали своим девизом «Искусство и никакой халтуры!». Местное отделение Союза художников они игнорировали, а свою первую выставку сделали в кооперативном туалете. Когда им в руки попадали западные журналы, члены товарищества копировали напечатанные там картины, пропуская через себя опыт классиков XX столетия.
Через несколько лет ростовчане перебрались в Москву. Свои работы они показывали в «галерее», которую Авдей Тер-Оганьян устроил сначала в сквоте в Трехпрудном, а потом на Бауманской.
Жена Валерия Кошлякова Ольга Голованова, куратор нынешней экспозиции в Музее современного искусства, вспоминает, как она познакомилась с товариществом:
Идея устроить ретроспективную выставку тоже принадлежит ей. Собрать картины товарищества было нелегко. В начале 90-х, когда художники только переехали в столицу, их картины покупали в основном иностранцы, сейчас они находятся в частных коллекциях.
Кошляков и Шабельников сравнивали искусство двадцатилетней давности с современным и рассуждали о «непостижимости» живописи. Со своего автопортрета за дискуссией cледил обосновавшийся в Праге политэмигрант Тер-Оганьян.
В середине встречи подошла Ольга Свиблова. Она посмотрела выставку еще в субботу и была очень удивлена, что кроме нее в тот день в музее не было никого.
Собравшиеся сокрушались об отсутствии в России серьезной критики. Ольга Свиблова считает, что в России «всего три газеты», которые пишут об искусстве. Критиков больше волнует социальная направленность творчества, о новых проектах они рассуждают в жанре фельетона.
Юрий Шабельников вспомнил о прошлогодней выставке Гагосяна на «Красном Октябре», куда привозили Кунинга, Лихтенштайна и Пикассо. Журналисты ходили по залу и спрашивали: «Может, это разводка для лохов?»
Книгу, ради которой все вроде бы и собрались, представили уже к концу вечера, когда музейные работники, деликатно намекая на позднее время, стали гасить свет в дальних залах.