Крис Стил-Перкинс. Блэкпул. Из серии «Англия, моя Англия». Фото предоставлено пресс-службой
Крис Стил-Перкинс. Блэкпул. Из серии «Англия, моя Англия». Фото предоставлено пресс-службой

Главная тема десятой московской Фотобиеннале в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке — Британия и британская фотография в фокусе. Поэтому хедлайнерами фестиваля куратор Мультимедиа Арт Музея Анна Зайцева называет выставку «Другой Лондон» и работы английского фотографа, сотрудника легендарного агентства «Магнум фото» Дэвида Хэрна.

«Хэрн замечателен тем, что, снимая жизнь Уэльса в жанре репортажной фотографии, он смог задокументировать все радикальные изменения страны, особенно во время правления Маргарет Тэтчер, — говорит Анна. — Одна из моих любимых его фотографий — это “шахтный пони”. В 20-м веке таких пони использовали в шахтах для добычи угля. Позже животных стали защищать и сочувствовать им едва ли не больше, чем людям. У Хэрна это видно: холеный пони просовывает голову в комнату к грязным шахтерам».

Анастасия Цайдер. Фото предоставлено пресс-службой
Анастасия Цайдер. Фото предоставлено пресс-службой

Вторая тема биеннале, очень широкая, — это visual power. К этой тематике можно отнести работы иранского фотографа Ширин Нешат.

Известная в первую очередь как видеохудожник, Нешат представляет нам свою инсталляцию — часть оформления неаполитанской станции метрополитена «Толедо», одной из самых впечатляющих станций метро в мире. Во время участия в ее оформлении Нешат вместе с итальянским фотографом Лучано Романо создала серию портретов с актерами местного экспериментального театра, которую можно увидеть на Фотобиеннале. Все герои снимков запечатлены на пике эмоционального напряжения: они в отчаянии хватаются за голову, рвут на себе волосы, истошно кричат. Нешат назвала свою работу «Не спрашивай, куда ушла любовь» — цитатой из известной песни певицы египетского происхождения Оум Калтум, голос которой, по мнению Ширин, способен привести в движение тысячи людей. Композиция основана на иллюзии того, что фигуры выступают из темноты, как из небытия. Поэтому оформители музея проделали тонкую работу со светом, стараясь создать эффект лайтбокса.

Гордон Паркс «Ингрид Бергман в Стромболи». Фото предоставлено пресс-службой
Гордон Паркс «Ингрид Бергман в Стромболи». Фото предоставлено пресс-службой

Любопытно, что сама художница не была на открытии станции в Неаполе. Так что только 26 марта, приехав в Москву, она впервые увидит свое детище.

Еще один фотограф, достойный внимания участников проекта, — классик американской и мировой фотографии Гарри Виногранд. Он — один из тех художников, которых слава нашла посмертно. Только в 2000-х началась настоящая «винограндомания», выставки этого автора открылись в крупнейших мировых музеях. Знаменитая серия «Женщины прекрасны», которую покажет музей, — фиксация духа времени. Работать над серией фотограф стал в 1960 году, когда началась война во Вьетнаме, изменившая все североамериканское общество, и опубликовал в 1975-м, в год взятия Сайгона.

Андрей Абрамов. Из серии «Симуляторы городского ландшафта». Фото предоставлено пресс-службой
Андрей Абрамов. Из серии «Симуляторы городского ландшафта». Фото предоставлено пресс-службой

В те годы крепло движение феминисток: женщины отказывались от лифчиков и укорачивали юбки. Все это видно на фотографиях. «Я не знаю, красивы ли все женщины, которых я фотографировал, но я точно знаю, что на фотографиях они красивы», — писал Виногранд.

Новую грань своего таланта приоткрывает актриса Джессика Лэнг в своей экспозиции «Незримое». В 90-х она вернулась к своему увлечению фотографией. Благодаря знанию тонкостей кинопроцесса Джессике Лэнг удается создавать фоторепортажи по законам кинематографа. Выбрав для себя роль наблюдателя, художница дистанцируется от рассказываемых ею историй. Ее работы строятся на поэтических аллюзиях, у них даже нет табличек с названиями.

18 марта

Начало экскурсии в 19.30

Мультимедиа Арт Музей, Остоженка ул., 16

Если Вы хотите принять участие в экскурсии, пожалуйста, отправьте электронное письмо со своими контактными данными на [email protected]