Ирина Апексимова: Баркова надо воспринимать как шутку, а не как ругательство
В Москве прошла ежегодная Ночь театров. Специально к этому празднику Роман Виктюк сделал моноспектакль, в котором прочитал эротическую прозу Ивана Баркова: комедию в четырех действиях, которая является пародией на «Горе от ума» Александра Грибоедова, и отрывок из поэмы «Лука Мудищев» (принадлежит ли последний текст перу Баркова, историки литературы не уверены).
Перед началом своего выступления Виктюк сказал зрителям: «Наберитесь терпения. Я давно мечтал о том, чтобы прозвучал Барков. Поэтов, подписывавшихся именем “Барков”, было несколько, и один из них — учитель Пушкина. И когда сейчас так активно говорят о том, что нужно возрождать русскую культуру, то я решил, что нужно начинать с ее основ».
Творчество Ивана Баркова официально не издавалось, однако это не помешало ему стать известным. Автора срамных стихов считают основоположником русской контркультуры. Он первым начал писать про секс как физический акт и ввел в литературный язык лексику улиц. Современники говорили, что никто не умел так виртуозно материться в русской поэзии, как это делал Иван Барков.
«Вы не знаете стихов… Баркова и собираетесь вступить в университет, это курьезно, — писал Пушкин в письма к Вяземскому. — Барков — одно из знаменитейших лиц в русской литературе; стихотворения его в ближайшем будущем получат огромное значение… Для меня… нет сомнения, что первые книги, которые выйдут в России без цензуры, будет полное собрание сочинений Баркова».
Моноспектакль был сыгран в узком кругу зрителей в ресторане Gitis-bar, расположенном в особняке в Нижнем Кисловском переулке. Послушать срамную поэзию ХVIII века пришло около ста человек — число слушателей было заранее ограничено закрытым форматом встречи и возможностями сцены.
«На мероприятии были приятные люди, способные воспринимать то, что писал Иван Барков, как юмор и шутку, а не как ругательство или оскорбление кого-то, — говорит актриса Ирина Апексимова. — Читать Баркова большой аудитории будет неправильно, он не писал произведения для широких масс. Зрителей было достаточно, чтобы можно было спокойно слушать и воспринимать стихи».