ЗИС-101А «Спорт»

ЗИС-101А «Спорт» — это спортивная версия модели ЗИС-101, которую по собственной инициативе спроектировала группа молодых инженеров из КБ экспериментального цеха завода. Опытный образец появился в 1938 году благодаря тому, что инженерам удалось внести проект в список «подарков Матери-Родине» к 20-летию Комсомола. В 1939 году на XVII Московской партконференции автомобиль был представлен наркомом среднего машиностроения И. А. Лихачевым. Несмотря на то, что прототип получил одобрение Сталина и Кагановича, он так и не был запущен в серийное производство. Оригинальный автомобиль был утерян во время войны — его не вывезли при эвакуации. Автомобиль развивал скорость до 160 км/ч. 

ЗИС-112

Этот спортивный автомобиль появился в 1951 году. Из-за характерной формы его неофициально называли «одноглазка» или «циклоп». Спустя 10 лет, в 1961 году, была создана усовершенствованная модель — ЗИЛ-112С (в это время завод уже носил имя И. А. Лихачева, а не И.В. Сталина), который получил другой кузов:

ЗИС-112 стал первым советским специально разработанным спортивным автомобилем большого класса, обладая скоростью около 230 км/ч. Из пяти изготовленных экземпляров разных модификаций ЗИС/ЗИЛ-112 сохранился лишь один, находящийся в рижском автомобильном музее.

«Москвич»-408 «Турист»

В 1964 году на базе «Москвич»–408 был создан «Москвич»-408 «Турист», который должен был стать недорогим спортивном автомобилем, какие были популярны в те годы в Европе. Это был двухдверный кабриолет со съемным пластиковым верхом. В серию машина не пошла из-за загруженности конвейера выпуском базовой модели. 

НАМИ-013

Этот автомобиль — первая попытка создания в СССР легкового автомобиля вагонной компоновки. Переднее сиденье — над осью передних колес, двигатель мощностью 63 л.с. продольно сзади, радиатор — спереди. НАМИ-013 впервые в отечественной истории получил автоматическую гидромеханическую коробку передач и небольшие 13–дюймовые бездисковые колеса. Также автомобиль был крайне медленным — разгон до 100 километров в час за 50 секунд. Автомобиль был выпущен всего в двух экземплярах, которые не сохранились до наших дней.

«Белка»

Юрий Долматовский, автор НАМИ-013, спустя 4 года после неудачи с первым проектом предпринял вторую попытку создать серийную машину вагонной компоновки. Выпускать машину планировалось на мощностях Ирбитского мотоциклетного завода. На этот раз машина была более компактная — в длину меньше 3,5 метров, весила всего полтонны, а 700-кубовый мотоциклетный мотор выдавал 20 лошадиных сил, которых при такой массе хватало для города. Для доступа в салон переднюю часть необходимо было откидывать вперед. Эта модель так и осталась концептом. 

ГАЗ ГЛ-1

Вышедший в 1938 году, ГАЗ-ГЛ-1 стал первым советским гоночным автомобилем заводской постройки. Автомобиль был выпущен в двух экземплярах. Максимальная скорость составляла 161 км/ч. Все работы над автомобилем были прекращены из-за Великой Отечественной войны, и оба автомобиля оказались утрачены. Создатели ГАЗ-ГЛ-1 после войны не вернулись на автомобильный завод: Аркадий Николаев стал работать авиационным техником, а Евгений Агитов во время войны покончил жизнь самоубийством.

ГАЗ М-73

Этот необычный автомобиль был спроектирован специально для сельских механизаторов. Он стал первым в мире комфортабельным малогабаритным джипом с несущим кузовом. Его максимальная скорость составляла 85 км/ч. Машина так и не вышла в серийное производство, поскольку проект неожиданно для всех был передан на Московский завод малолитражных автомобилей, инженеры которого, используя горьковские наработки, создали полноприводную четырехместную четырехдверную малолитражку «Москвич-410».

ВАЗ-2122 «Река»

Автомобиль-амфибия, который был создан на базе агрегатов автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Движение в воде происходило за счет вращения колес, и ни винта, ни водомета у машины не было. Серийно не производился: то ли военным не понравился, то ли по экономическим причинам.

Lada Roadster

«Лада Родстер» была представлена в 2000 году. Ее главная ценность в крыше: она и заднее стекло целиком сдвигаются и ложатся на багажник. Аппарат собран небольшой группой инженеров ВАЗа во главе с конструктором Сергеем Нужным и дизайнером Михаилом Пономаревым на базе «Лады Калины» (она был укорочена на 150 мм). Панель приборов заимствовали у ВАЗ–1118, рамку ветрового стекла — у ВАЗ–2110, а каркас безрамной двери был взят от Alfa–Romeo GTV. Масса машины составляла 900 кг, максимальная скорость — 200 км/ч. Машине выйти было не суждено: Михаила Пономарева отправили исправлять дизайн полок багажника, Сергей Нужный вернулся в отдел общей компоновки.