В список задач вошли расширение присутствия России на низких околоземных орбитах и переход от их освоения к использованию, колонизация Луны и окололунного пространства, а также подготовка и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы.

Анализ перспектив космической отрасли, проведенный отраслевыми организациями и специалистами РАН, показал, что основным вектором должно стать освоение Луны, написал Рогозин. Именно лунному вопросу он уделил особое внимание.

На Луне российские космонавты, по оценке вице-премьера, смогут высадиться в 2030 году, после чего на ней создадут посещаемую лунную базу. На спутнике Земли планируется построить лабораторию по изучению лунных минералов и метеоритов, а также создать опытное производство полезных веществ, газов, воды из реголита.

Постепенно на Луне разместят испытательные полигоны для накопления и передачи энергии на расстоянии. «Это должно напоминать освоение нового материка», — пишет Рогозин. Он отметил, что российские специалисты знают насколько это «грандиозная, архисложная, амбициозная задача», однако понимают, как ее реализовать.

«В ближайшие 50 лет технологически человечество вряд ли будет готово реализовать пилотируемые полеты в области, более удаленные, чем пространство между Венерой и Марсом. Зато вполне реально говорить об освоении Луны, о полетах к астероидам и о полетах на Марс», — написал Рогозин.

Луна является объектом фундаментальных научных исследований, считает чиновник. Кроме того, спутник Земли — это «ближайший источник внеземного вещества, полезных ископаемых, минералов, летучих соединений». По его мнению, Луна может стать платформой для технологических исследований и испытаний новой космической техники.

Дмитрий Рогозин добавил, что Россия не собирается ограничивать лунную программу во времени. «Вряд ли целесообразно сделать 10-20 полетов на Луну, и дальше, все бросив, лететь на Марс или астероиды. У этого процесса есть начало, но нет окончания: мы собираемся прийти на Луну навсегда», — написал он в статье. Рогозин добавил, что полеты на Марс и астероиды во многом станут возможны благодаря освоению Луны.

Юрий Зайцев, руководитель отдела информационно-аналитической работы Института космических исследований РАН:

Предложения Дмитрия Рогозина, изложенные в его статье, заслуживают внимания. Но он принял решение о запрете вывода атомных энергоустановок в космос, хотя работы о создании этих установок у нас ведутся. Еще после аварийного спуска нашего спутника с атомной энергоустановкой, который упал на территорию Канады, был большой международный скандал. С тех пор их использование ограничено, но без таких энергоустановок в будущем не обойтись — этот вопрос все равно рано или поздно придется решать.

Рогозин так же акцентировал внимание на колонизации Луны и Марса. У нас действительно есть планы по освоению ресурсов Луны. А Марс слишком дорогой, чтобы сейчас говорить о серьезности таких заявлений. Как говорится, за морем телушка — полушка, да перевоз рубль. Необходимо осваивать и астероидные материалы, это тоже разумное предложение. Но такие масштабные проекты возможны только в очень далекой перспективе, сейчас слишком много более насущных проблем.