«ВКонтакте» подпишет документ до проведения Петербургского экономического форума, который намечен на 22 мая, рассказал изданию источник в Роскомнадзоре. Что подтолкнуло компанию к подписанию меморандума, собеседник не уточнил. В пресс-службе соцсети от комментариев отказались.

Соглашение о борьбе с пиратством и пропаганде лицензионного контента в декабре 2013 года подписали 36 интернет-компаний. При этом в их число не вошли «Яндекс», Google и «ВКонтакте». «Пока не будем подписывать, мы не согласны с рядом пунктов», — говорил тогда Илья Перекопский, занимавший в тот момент пост вице-президента «ВК».

Антипиратский меморандум подготовлен Роскомнадзором и правообладателями. Подписавшие его компании согласились совместными усилиями пресекать распространение с пиратскими фильмами и способствовать доступу пользователей Сети к легальному контенту.

В документе прописано, что компании должны в течение суток удалять нелегальный фильм по просьбе правообладателя, но при условии, что последний указал прямую ссылку на киноленту. Если же указан только адрес сайта, то удаление произойдет «в разумное время». Кроме того, подписавшим меморандум интернет-площадкам предписали подумать над созданием системы идентификации фильмов, которая позволит запретить повторную загрузку ранее заблокированного фильма. Пока что эти технологии не вводили.

Среди подписавших документ компаний оказались интернет-компании Mail.Ru Group, RuTube, Ivi, Zoomby, Megogo, а также правообладатели ВГТРК, «Амедиа», «Мосфильм», «Каро Премьер», «ТНТ-Телесеть».

Артем Козлюк, основатель проекта «Роскомсвобода», член Пиратской партии:

Сотрудничество ВК с Роскомнадзором в первую очередь связано с уходом Павла Дурова. «ВКонтакте» становится более лояльной соцсетью во взаимодействии с государственными структурами и менее заинтересованной в соблюдении интересов своих пользователей. С подписанием этого меморандума начнут в массовом порядке удалять аудио- и видеоконтект. На моей практике были случаи, когда даже сами исполнители выкладывали какой-то материал, а потом по требованию правообладателей, администрация ВК этот материал удаляла. Процедура удаления контента непрозрачна даже для самих авторов.

Я за добровольность и альтернативные схемы взаимодействия авторов и потребителей. Например, с помощью краудфайдинга, продакт-плэйсмента, рекламных кампаний, когда автор использует выкладку своих записей в YouTube или ВК как промо своих концертов. Сейчас политика государства направлена на защиту интересов только одной стороны — правообладателей, в малой степени учитывается позиция авторов и вообще не учитываются интересы потребителей.