По французско-немецкому каналу ARTE показали документальный фильм Лоры Нуаля (Laure Noualhat) и Эрика Гере (Eric Gueret) «Отходы — кошмар ядерной промышленности». Авторы обещали рассказать, как французская компания Areva «превратила Россию в ядерную помойку», бесконтрольно сваливая-де там отходы своих атомных станций. Скандал возник еще до показа фильма — после первых же анонсов французские министры и представители организаций, о которых должна была пойти речь, бросились оправдываться: они ничего не знали о происходящем, а авторы ничего не поняли в проблеме. Это обеспечило фильму еще большую аудиторию.

Тезисы журналистов можно сформулировать так. Французское правительство лоббирует атомную энергию как самую безопасную и совершенно безотходную. Оно объясняет, что отработанный уран после переработки можно снова пустить в дело. Но почему в таком случае Франция сама не занимается переработкой, а предпочитает платить за это огромные деньги России? Почему сотни тонн токсичных веществ перевозятся через всю Европу на Урал, подвергая опасности население городов, через которые идет поезд со спецгрузом? На это Areva отвечает так: собственных технологий такого рода у Франции нет. А их покупка только «рассматривается».

Остались вопросы и к другой части фильма. На спутниковых снимках челябинского комбината «Маяк», которые были показаны зрителям, хорошо видны доставленные из Европы контейнеры с отходами — они хранятся на открытой площадке. Что они здесь делают? Представители экологической ассоциации CRIIRAD объяснили, что только десятая часть отработанного топлива для АЭС подлежит переработке. Остальные 90% остаются в России на неопределенный срок. Представители Areva не смогли внятно прокомментировать эту информацию.

Авторы напоминают, что французский закон запрещает вывоз токсичных веществ в другие страны. Если с «Маяка» возвращается лишь малая часть ввезенных туда на переработку веществ, то налицо явное нарушение закона — на все сто процентов. По этому факту министр окружающей среды Шанталь Жуано (Chantal Jouanneau) уже инициировала расследование.

Журналисты хотели показать, как обстоят дела с ядерными отходами во всем мире. Но ни в России, ни во Франции разрешения на съемку режимных объектов они не получили. Охраняется и давно закрытый военный комплекс в американском Хэндорфе, где когда-то сделали плутониевую начинку для бомбы, сброшенной на Нагасаки. Завод не работает уже полвека, а вылавливаемая в этих местах рыба фонит до сих пор. Зараженные стронцием обитатели реки Колумбия были предъявлены зрителям.

Самыми же возмутительными французам показались кадры, снятые в нормандском городе Ла-Хаг. Каждый день огромные контейнеры с отходами атомного производства компании Cogema отправляются на дно океана. Старые же контейнеры, снятые на глубине, оказались пустыми. По мнению журналистов и опрошенных ими ученых, резервуары могли быть раздавлены давлением воды. Лора Нуаля и Эрик Гере предупреждают завсегдатаев рыбных ресторанов в Нормандии: морепродукты из Ла-Манша почти наверняка отравлены.