Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: Не всегда готов!

На презентации кинотеатра «Пионер» был показан новый отечественный анимационный блокбастер «Первый отряд». На этом я бы хотел остановиться поподробней

Кадр из мультфильма «Первый отряд»
Кадр из мультфильма «Первый отряд»
+T -
Поделиться:

Пригласили тут меня на открытие нового кинотеатра «Пионер». Кинотеатр, по-моему, вполне небанальный, удобно расположенный на Кутузовском проспекте, с книжным магазином и кафе. Хороший дизайн: сочетание ампира и лепнины с обнаженной кирпичной кладкой и медными трубами, два зала с отличной аппаратурой. Сотворил все это Александр Мамут, человек с хорошим вкусом и позитивной энергией. И слава Богу. Будет куда пойти народу с детьми: взрослые — в кафе, дети — в кино. Или наоборот. Можно, впрочем, и без детей.

На презентации кинотеатра «Пионер» собравшемуся бомонду был показан новый отечественный анимационный блокбастер «Первый отряд». Вот на этом я бы хотел остановиться поподробней.

Фильм придуман и снят нашими, но рисовали японцы. Естественно, если бы наши еще это и нарисовали, была бы совсем уж полная труба.

Фильм повествует о битве 6-го отдела ГРУ, поставившего паранормальные способности советских граждан (в основном детей!) на службу СССР, с эсэсовским «Аненербе», занимающимся оккультизмом и черной магией. Главная героиня, худосочная девочка-ясновидящая по имени Надя, выполняет главное задание Родины и сурового генерала Белова: проникнув в потусторонний мир при помощи специальной, изобретенной в подвалах Лубянки машины, Надя должна использовать казненных фашистами в первые дни войны героев-пионеров, бывших сотрудников 6-го отдела, и вместе с ними на астральном уровне замочить рыцаря-мага фон Вольфа, дух которого «Аненербе» при помощи черной магии сумел поднять со дна Чудского озера и бросить в бой с советской Россией.

Сюжет вполне в духе «Мифогенной любви каст» Ануфриева — Пепперштейна. При пересказе звучит вполне, правда? Однако смотреть все это скучно до зевоты. И дело вовсе не в качестве анимации и сцен: и художники, и режиссер вроде бы честно постарались сделать все на уровне мирового аниме.

Проблема в концепции. Когда грозный рыцарь фон Вольф, восставший из ила русского озера, облачается в роскошные доспехи крестоносца, садится на красавца коня и на всем скаку сносит заветным мечом голову советскому политруку, он сразу становится главным героем фильма, несмотря на всю свою инфернальность. Почему? Потому что за ним стоит мощный эпос: «Старшая Эдда», нибелунги, меч Зигфрида, руны, Рихард Вагнер с полетом валькирий и траурным маршем из «Гибели богов».

Такое случалось часто с советскими фильмами, где красавцы эсэсовцы оказывались притягательнее красноармейцев.

Что стоит за советскими пионерами? Красный галстук с маршем Дунаевского, линейка в пионерском лагере, Мальчиш-Кибальчиш, горн, барабан и песня: «Как хорошо в стране советской жить!» Никакой мифологии за спиной у бледной девочки Нади нет, разве что Ленин в стеклянном гробу.

В фильме Наденьку преследует парочка энергичных эсэсовских девушек-агенток, изящных и вполне сексуально привлекательных, не без лесбийской темы. Смотреть на них куда интересней, чем на несчастную, словно вывезенную по «дороге жизни» из блокадного Ленинграда Наденьку, которую по фильму просто по-человечески (и по-астральному!) жалко.

Советская идеология на мифологию не тянет.

Для исправления сего мифологического перекоса авторами вводится в фильм некий православный монах-отшельник, напутствующий Наденьку и навешавший своим посохом (Гендальф из Оптиной пустыни?) пиздюлей лесбийско-эсэсовской парочке.

Однако православие с пионерской организацией как-то не очень сопрягаются. Посох монаха сюжету не помогает. Я все ждал, что Наденька хоть разок перекрестится... Увы.

Вспомним, что пели православные обыватели о первых советских пионерах:

Пионеры юные, головы чугунные,

Сами — оловянные, черти окаянные!

Вспомним, что висело в пионерских лагерях в красных уголках: «Бога нет и никогда не было!» Вспомним, что распевали первые пионеры:

Долой, долой монахов, долой, долой попов!

Мы на небо залезем, разгоним всех богов!

Какой там выход в астрал...

В целом фильм попахивает идеологическим заказом.

Унаследовав советское прошлое этически и исторически, оправдав почти все преступления сталинского режима, нынешние кремлевские идеологи пытаются романтизировать СССР, вдохнуть в него новую жизнь, по-новому героизировать его историю, сделать его интересным и загадочным хотя бы на уровне анимационной мифологии.

Но мифогенной любви у пионеров не получается.

Совок остается совком. А рыцарь фон Вольф — рыцарем фон Вольфом.

Комментировать Всего 21 комментарий

Konstantin Solodov Комментарий удален

Крамольная мысль

Заказа "кремлевских идеологов" вовсе не было -- сами додумались будучи в верноподданическом трансе... 

Не думаю, что создатели впали именно в такой транс. Скорее в транс неконтролируемого творчества, глаз в процессе замылился, довольно типичное явление. Смотрел интервью с создателями. Мне кажется они наоборот совершенно отрвались от совка, для них пионеры - это красный галстук и пилотка - вполне подходящий антураж для манги. Напротив, внутри России пионеры пока еще не миф, а довольно паршивая реальность не так давно минувшего дня.

Владимир нынче на редкость предметен и разложил все по полкам так, что вопросов не остается. А Наденьку действительно жалко. Надеюсь в следующей серии она предаст Родину и перейдет на сторону зла. Поворотец в стиле Звездных войн должен наконец принести персонажу отсутствующую глубину.

Я очень люблю творчество Владимира Сорокина- и как писателя, и как публициста.

"Любое творчество по природе своей божественно. В нем не может быть греха. Если ты описываешь убийство, в этом нет греха. Если убиваешь, вот это грех. А в литературе самый большой грех -поддаться ложным страхам. Начать фильтровать...."  

И мне немного показалось странным, что Владимир выступил тут как критик ИДЕОЛОГИИ фильма. С конкретными претензиями слабости мифологизации героев и  концептуальности.  С  латентным призывом найти правильный концепт..

Зачем? Зачем так серьезно то и глобально, Владимир?

Есть аниме...Добротно сделано - и с точки зрения сюжета, и с точки зрения музыкальой озвучки, да и художники постарались....Занимательный фильм с этакими героями "Тимур и его команда" - где добро побеждает зло.

Теперь нам что прикажете ждать ответ Советов ветеранов,  критику архивариусов . Если тем более концептуальную критику подвиг Сорокин

"Зачем так серьезно и глобально"? Так, хочется великих произведений, хотя бы и в манге. "Город призраков", например. ..Нет малых жанров, все жанры великие, если к ним подходить серьезно и глобально. Лучше б эти ребята взяли бы и сняли "Мифогеннную любовь каст".  Но на это, на чистое искусство, им бы не дали денег. И они сняли что-то вроде "Исаева", которого сейчас пихают с ящика...Осетрина второй свежести.

Если бы сняли "Мифогенную любовь каст", подозреваю, получилось бы то же самое. Дело не в заказе (хотя это изрядно портит продукт на выходе), и даже не в том, что совок беден мифологемами (их можно успешно симулировать, но это - недюженный труд). За такие задачи нужно браться могучим профессионалам, обладающим и ремеслом, и фантазией, и самоиронией, подобными миядзаковским. И рисовальщики вкупе с аниматорами в одиночку такие задачи осуществлять не в состоянии. 

Согласен.... Чистое искусство -проект не коммерческий. Но все-таки интересно что покажет прокат ? Если будет хороший, значит в точку попали

То есть фильм о том, как серенькое, худосочное Зло победило Большое и Красивое Зло? По-моему неожиданная концепция для коммерческого кино. Скорее на арт-хаус тянет! Прямо по Мережковскому: «Исходя из серого цвета мы постигаем реальное действие зла».

Народный эпос утверждает, что худосочное и серенькое Добро всегда побеждает красивое ЗЛО. Вот такой АРТ-хаус

В точку

Когда Сноб устраивал клубный показ этого мультфильма в Фитиле, то Миша Шприц ответил после просмотра на вопросы зрителей. И его, в частности, спросили, какой у него самого любимый персонаж в этой саге. Он ответил, ни секунды ни задумываясь: фон Вольф. 

Так что тут как бы и нет никаких двух мнений про "чей эпос глубже".

Единственное, что пионеры-герои могут тут противопоставить Эдде и Кальсонам белуги - так это свою визуальную укоренённость в традиции аниме, для которой пёс-рыцарь не так типичен.

А мне мультик понравился.

Владимир Георгиевич, а Вы уже смотрели "Антихриста"? Крайне интересует Ваше мнение..

Мультик не плохой, но было скучно.

читала я отзыв ДО просмотра.

надо же, думаю, какой отзыв ругательный, странно.

перечитала его ПОСЛЕ. теперь считаю, что отзыв слишком хорош.

не стоит мульт даже такого. просто такого количества символов в тексте не стоит. нет там интересных персонажей вовсе. даже тетки-эссесовки, даже фон вольф. плоские все. серые. сюжет слишком прямолинеен, скучно до жути.

печально всё это ,(((

А как насчёт привести пример достойного во всех этих отношениях мульта?

нашего? японского? 

посмотрите мульт Kaiba 

режиссер  Masaaki Yuasa

Знаете, даже если бы у меня были уроки японского, я бы их наверняка прогуливал.. На русском же языке сего мульта, очевидно, не существует.

Давайте уж что-нибудь более общеизвестное. Вот я могу привести со своей стороны замечательную вещь Final Fantasy. Конечно же, Отряд до этих высот никак не дотягивает, во всех отношениях.. Тем не менее, крепкий боевичок-середнячок технически, а культурологически - своеобразный симбиоз нескольких если не диаметрально противоположных, то крайне разных взглядов на одни и те же близкие нам исторически-мифические события, что уже само по себе интересно.

а) Kaiba доступен с русскими субтитрами (фэнсуб), нужно только поискать.

b) от final fantasy  я не фанатею, скорее этот фильм мне не нравится, хотя сделан он довольно качественно.

с) я с огромным нетерпением ждала "первый отряд", именно потому что "близкие нам исторически-мифические события", именно потому что наши снимали. и тем сильнее разочарование, что постигло меня...

Я от аниме в принципе не фанатею, однако завсегда могу отличить вещь качественную, достойную внимания и похвалы от разного рода поделок и подделок.

 От Отряда я тоже ожидал большего, признаться.. Как ни крути, продукт получился довольно-таки одноразовым. Однако, для первого раза подобного русско-японского сотрудничества - достаточно неплохо. Когда не из чего выбирать, приходится довольствоваться малым, не так ли?..

если бы у меня были уроки японского, я бы их наверняка прогуливал

отчего же?

А зачем я стану тратить время на то, что мне совсем не интересно и вряд ли когда-нибудь будет полезно?.. Я в своей жизни прогулял достаточно много всевозможных уроков, но ни об одном из них не жалею, т.к. не испытываю недостатка в информации, которая могла бы мною быть тогда получена.