Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Катя Зорич, 22 года

Провиденс, Род-Айленд

СДавно вы уехали?

В августе будет четыре года.

СПолучается, вам было 18 лет. Вы успели поучиться в Москве?

Я закончила 57-ю школу, а после этого по счастливой случайности поступила в МГУ на филфак и проучилась там первый курс. Вообще, я собиралась поступать на историю искусств и готовилась к экзамену по истории, но в конце 11-го класса была олимпиада «Ломоносов», я решила туда сходить, мне очень повезло с темой, и я поступила по олимпиаде. А потом отучилась первый курс и перевелась в Браун в Америку.

СОткуда взялась идея про Браун?

Так получилось случайно. У меня есть американское гражданство — я родилась в США, — но мы никогда не жили в Америке, я никогда не знала, как это, и это было большим шагом в неизвестность. Но из-за гражданства мне было легче поступить, легко было с английским, и я решила попробовать подать документы в несколько университетов. В общем, получилось поступить в Браун.

СА куда вы еще подавали?

В основном маленькие колледжи вокруг Нью-Йорка. В Гарвард я не подавала: мне почему-то не нравилась идея жить в Бостоне, на периферии. А в итоге в первый год учебы в Брауне я много раз ездила в Бостон, который в 30 минутах. Сидела в университетских гарвардских кафе с учебниками, на которых было написано Brown University, и на меня очень косо смотрели.  

СНасколько сильно гражданство упростило вам поступление?

Другие требования, другие условия подачи документов, другой конкурс. К тому же не все учебные заведения берут неамериканцев. При этом экзамены все те же самые: TOEFL, общие и предметные SAT.

СРасскажите про переезд в Провиденс и свои первые впечатления.

Я приехала в августе. Меня привезли туда тетя с дядей, проводили до моей комнаты и сказали: «Ну все, а теперь мы поехали. Осматривайся». Сначала было сложно: я все время пыталась найти какой-то эквивалент 57-й школе и очень боялась, что сильно изменюсь. В первом семестре я с интересом наблюдала всю эту местную жизнь и пыталась с юмором отнестись к перемене обстоятельств. Меня поселили в настоящее братство (fraternity) — братство футболистов. Девочек было всего пять, они жили на последнем этаже, и утром приходилось переступать через полуголые тела футболистов, которые растянулись после бурных пьянок в коридоре и спали там.

СА поподробней про братства?

Это такая серьезная часть американской университетской жизни. В каждом университете на кампусе сконцентрированы эти братства, которые называются греческими буквами. Я сначала смеялась, потому что все это совершенно как в американских сериалах. Но оказалось, что все ровно так и есть. Многие поступают в университеты по спортивным программам, потому что спорт — это тоже очень большая составляющая университетской жизни. Хорошая футбольная команда для университета Лиги плюща — очень важная традиция. Но после первого семестра меня переселили, вернее, я сама себя переселила, и началась совершенно другая жизнь. Это был старый французский особняк, очень красивый и хорошо сохранившийся. Находился он совсем рядом с отделением французской литературы и французского языка.

СВы сняли там комнату?

Да. Причем нужно было пройти собеседование по-французски и объяснить, почему французский язык для меня важен и что бы я хотела сделать для сотрудничества с этим домом. Я сказала, что хочу сделать киноклуб и показывать по пятницам французские фильмы. Они сказали: замечательно, нам идея очень нравится, попробуем это устроить. И потом мы действительно смотрели там фильмы.

СКатя, расскажите про учебу.

Я приехала и обнаружила, что здесь все устроено противоположно МГУ. Я совсем не понимала, что делать, потому что у меня была полная свобода выбора. Я могла сказать: в этом семестре я хочу взять международное право, урок по рисунку и писать сценарии. И у меня полная возможность все это делать в течение первых двух лет, когда еще не нужно определяться со специальностью. Обычно выбирают четыре или пять предметов, но от пятого в середине семестра, как правило, отказываются, потому что просто не успеваешь. Нужно, чтобы эти курсы как-то правильно между собой сочетались. Так что стандартное количество — четыре. Сначала мне казалось, что они просто ничего не понимают, что это безответственно. Вот у нас в МГУ было расписание, мы его смотрели на третьем этаже и шли в кабинеты. Оказалось же, что это, наоборот, про ответственность и вдумчивость.

СЧто вы выбрали?

Первый выбор был не самым правильным. В некотором смысле это очень здоровая система, потому что за эти два года ты сам приходишь к тому, что тебе нужно, и понимаешь намного больше про себя, понимаешь, к какому преподавателю на семинар тебе нужно ходить, а к какому нет. Я, когда только приехала, думала: ну, все понятно — либо история, либо литература. А потом я начала смотреть по сторонам и увидела, что есть такая история, как MCM — Modern Culture and Media, которое организовали относительно недавно, в 1980-х. Помимо современной литературы (contemporary literature), с которой я в итоге выпустилась, был курс (а на самом деле целое отделение!), где пишут стихи, рассказы и проч. Сначала мне это показалось очень сомнительным местом, но потом оказалось, что это очень интересно. Когда ты оказываешься в одной комнате с ребятами, которые тоже борются с мыслью о том, что все это немного глупо звучит, оказывается, что это очень полезно. Оказывается, что, если много пишешь, из этого куда больше получается профессионального, чем если вообще ничего не писать и просто бояться этой идеи. Таким образом я написала какое-то количество сценариев, пьес, и это было очень здорово, и мне нравилось, что это входит в образовательный процесс. Было приятно, что я могу утром сходить на курс по Джойсу или Кортасару привычного, академического формата, а потом — на курс по стихоплетству.

ССейчас, получается, вы уже окончили университет.

Окончила. Ближе к концу я уже четко понимала, что хочу. У меня появилось отделение, куда я могла приходить, как домой, и разговаривать с разными преподавателями, проводить с ними время. У меня появился научный руководитель.

СА какая тема?

В итоге получился такой триптих про Венецию. Изначально я хотела писать про архитектуру памяти, о памяти как архитектурном сооружении. Мне было интересно сравнить Пруста, Бродского и Кальвино. В итоге я сравнивала Кальвино и Бродского (Пруст тоже вошел, просто в меньшей степени, такой заключительной главой), и мой научный руководитель позволил мне включить мои собственные почти дневниковые записи о поездках в Венецию.

СКакие еще были курсы?

Помимо предметов все выбирают себе какое-то количество дополнительных занятий вне учебы. Это тоже, можно сказать, обязательно. Можно быть редактором литературного журнала или капитаном шахматного клуба. Я выбрала себе какое-то количество литературных журналов и одну школьную газету, в которой я работала. Это было исключительно приятно — такая маленькая модель того, чем я занимаюсь сейчас в Нью-Йорке. И это дало мне здоровое представление о том, как все дальше будет устроено и куда мне дальше идти.

СА что в Нью-Йорке?

Я переехала в конце декабря. Из университетов Лиги плюща Браун самый либеральный в том, что касается правил — что с выбором предметов, что с ограничением по времени. Можно, например, выпуститься в середине года, что я и сделала. Несколько месяцев я проходила такой internship в журнале N+1. Опять же, мне повезло: редакция очень маленькая, и две женщины, которые являются главными редакторами, тоже заканчивали Браун. Выяснилось, что мы работали там в одних и тех же журналах и газетах. В общем, мы сразу нашли общий язык.

СВы не хотите вернуться?

Пока что, наверное, нет. Мне интересно, получится ли у меня тут пожить. Иногда сложно: мне не хватает Европы, не хватает московских бульваров, каких-то знакомых цитат, отсылок. Конечно, я скучаю, но уже не так, как раньше, когда приезжала на каникулы и виделась с друзьями. Как правильно сказал Матвей, приезжаешь в Москву, получаешь какое-то количество информации, потом уезжаешь и там ее обрабатываешь. В общем-то, у меня было то же самое после первого семестра, когда все было в новинку: эти братства, Эмма Уотсон, которая тоже тут училась один год, отношение ко мне как к представителю какого-то диковинного, немного варварского, далекого мира, где ходят в шапках из только что убитого медведя, вопросы про Толстого и Путина (в Брауне было совсем мало русских — в Нью-Йорке я уже не такая диковинка).

СВы скучаете по дому?

Многие мои друзья из школы тоже куда-то уехали. Мой папа математик и последние 20 лет живет во Франции. Я очень скучаю по моей родной сестре. Она в Москве, у нее есть свое место в кафе La Boule, она много работает. Мне интересно наблюдать, как она и ее окружение воспринимают Москву и как они ее меняют, как они пытаются понять, что им делать: уезжать или пытаться облагородить город, сделать его репликой европейских столиц или оставить какое-то количество своих чудаковатых элементов, и как их вплести в этот новый урбанистический рисунок. Мне нравится, что они там, что они не уезжают. И я, конечно, тоже думала, что просто уехать означает не выполнить какой-то долг. Но сейчас я спокойнее к этому отношусь и в то же время не настроена категорически против возвращения: просто не сейчас.

Брауновский университет (или Университет Брауна) — один из самых престижных частных университетов США, седьмой из старейших национальных университетов и один из девяти колониальных колледжей. Основан в 1764 году как Колледж Род-Айленда, в 1804 году переименован в честь Николаса Брауна, одного из выпускников университета и члена семьи Браунов, которые играли большую роль в организации и администрации университета. Входит в элитную Лигу плюща, с 1933 года является членом Ассоциации американских университетов.

Катя Зорич
Катя Зорич

 

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Ярослав Забавский, 23 года

Уэльс, Индиана

СГде вы жили и учились до отъезда?

Московская область, Люберецкий район, поселок городского типа Томилино — там я всю жизнь и прожил. Заканчивая школу, я не знал, чем заниматься. Все мои сверстники четко понимали, что хотят, а я нет. Один знакомый рассказал о международной образовательной системе, которая называется UWC (United World Colleges). Всего этих колледжей 14 штук, и они разбросаны по всему миру. Идея в том, чтобы образование было силой, объединяющей весь мир. Студенты там из самых разных стран. Они живут и учатся два года, а потом разъезжаются по своим странам. И все это способствует взаимопониманию и миру во всем мире.

СА кто все это придумал?

Человек по имени Курт Хан. Первый такой колледж он создал в 1962 году в Уэльсе. Потом появились другие: в Норвегии, Америке, Италии, Коста-Рике, Индии. В общем, я подал заявку, заполнил анкету и послал.

СБольше ничего не нужно было?

Больше ничего. Бабушка моя до сих пор думает, что что-то тут нечисто. Они ответили: «Мы получили вашу анкету, приходите на собеседование». Я поехал. Кажется, это происходило в здании какого-то географического музея в Москве. Я пришел, там были ребята — такие же, как я. К этому времени я уже разузнал о колледжах. В анкете делался упор на внешкольные увлечения — чем больше их, тем лучше, — а школьные оценки были не так важны. И вот меня начали по этой анкете гонять и расспрашивать. Вот тут написано, что ты увлекаешься фотографией. А можешь показать? Или: ты написал, что тебе интересна история — какого периода? И так подробно по всем пунктам. Потом мне сказали, что я прохожу во второй тур, для участия в котором нужно было выбрать тему эссе (всего их было 10). Я выбрал тему «Россия — Европа или Азия?».

СЕвропа или Азия?

Я склонился к Европе. Я отправил эссе, после чего нужно было прийти на его защиту (причем эссе было на русском, а защита — на английском). Национальный комитет этого движения в России выслушал мою защиту, и я снова прошел. После этого были разные тесты, а потом пришло время выбирать колледж. Я как раз увлекался The Beatles, так что выбрал Соединенное Королевство и поехал в Уэльс.

СКак устроена эта школа?

Это замок XII века — практически «Гарри Поттер». Вокруг общежития, в каждом из которых живет около 50 человек, а в каждой комнате по четыре человека. Их специально выбирают из разных краев: например, русских не селят с русскими, а палестинцев, наоборот, подселяют к израильтянам. Программа образовательная — IB, международный бакалавриат. Было шесть направлений, среди которых нужно было набирать предметы: родной язык, второй язык, математика, гуманитарные дисциплины, наука, искусство. Три предмета на высшем уровне и три на низшем.

СКакие вы выбрали предметы?

Естественно, русский как родной язык — причем интересно, что вел у меня его американец. Испанский на начальном уровне, историю Европы на высшем уровне — это было очень интересно, и вела его преподавательница из Венгрии.

СТо есть преподаватели тоже из разных стран?

Да, и в этом тоже идея этой организации. Англичан было всего человека два. Еще я взял математику — ее вел датчанин. Взял дизайн на высшем уровне, который был в столбце с науками — физика, химия, география, environmenal sience. Я мог бы взять физику — в школе я учился в физматклассе, — но я подумал: почему бы не взять дизайн? И английский — тоже на высшем уровне.

СА занятия в форме лекций или семинаров?

Лекции, обсуждения, дискуссии.

СУчиться было интересно?

Это было совершенно ново. До этого я учился в гимназии, в хорошей школе в Московской области. Я все делал как все. А здесь мне сказали: выбирай что хочешь. Я впервые столкнулся с выбором. Родители остались дома, и никто не мог мне ничего подсказать.

СРасскажите про тех, с кем вы там общались.

Жил я в комнате с норвежцем, мексиканцем и англичанином. Англичанин был самым старшим, на следующий год он ушел, и к нам подселили китайца. Бывали, конечно,  конфликтные ситуации: кто-то хочет ложиться спать, а у тебя завтра экзамен, или кто-то взял чужие носки.

У всех были разные темпераменты. Норвежец — тихий аккуратный человек, единственный ребенок в семье. Он очень тихо заходил в комнату, говорил шепотом. Мексиканец — из большой многодетной семьи. Он врывался в комнату, шумно включал свет и, увидев, что все спят, выключал его с еще большим грохотом. Но при нем можно было слушать музыку — он спокойно засыпал. Вообще, одна из основных идей этого движения — это то, что каждый человек представляет свою страну.

СА как?

Во-первых, общаясь. Во-вторых, там были тематические вечера, так называемые national evenings, на которых все представители региона рассказывали о своей культуре (еда, презентации, песни). И все эти дополнительные увлечения, о которых мы писали в анкетах, тут могли пригодиться. У некоторых народов отношения были напряженные. Например, у израильтян с палестинцами. Иногда они вообще не хотели друг друга видеть.
Поэтому в колледже старались устраивать между ними какие-то дискуссии, обсуждения.

У меня никаких трений на политические темы ни с кем не было, но чех, который там был, сначала общался со мной напряженно.

СИз-за ввода войск?

Думаю, что да, что в его семье настороженное отношение к русским. Но потом мы как-то сдружились, и при выпуске он написал мне в year book, которую всем выдавали: «Ярослав, благодаря тебе я изменил свое отношение к русским». Это впервые заставило меня серьезно осознать свою национальную идентичность и свою ответственность.

Еще важно сказать про так называемые сервисы — то, что ты должен делать помимо учебы, твой вклад в школьную жизнь или жизнь местного коммьюнити. Я и многие другие международные студенты учились совершенно беслпатно, родители оплатили только билет. И идея в том, что, так как тебе дали стипендию, ты должен отдать что-то взамен. Был сервис сельского хозяйства (при школе был свой огород), была ферма, где
ребята принимали роды у овец. Были ребята-спасатели, которые тренировались на байдарках. Был сервис по работе с пожилыми людьми. Был сервис, связанный с детьми, которых привозили из ближайших детских садов. И был фотографический сервис — media communications, который я и выбрал. Я занимался сайтом, снимал все университетские события, записывал CD с фотографиями школы для спонсоров.

СИ вот вы отучились там два года…

Да. После этого была возможность подавать заявки в вузы по всему миру. Я хотел быть поближе к дому и учиться в Европе. Но в Маастрихтском университете в Голландии, куда я подал документы и поступил, в тот год урезали стипендии, я не смог поехать и остался на год в России. Так у меня получился gap year, как они это называют. Я приехал домой и решил поступать в Америку. Начал наводить справки, смотреть университеты, которые поддерживаются этим движением (иначе полную стипендию я бы не получил). Попутно я пошел на стажировку в рекламное агентство BBDO в Москве, одновременно подавая заявки в американские университеты. В один из них меня взяли, и назывался он Earlham College.

СА где он находится?

В Индиане, в очень маленьком городе. Практически Томилино.

СПочему вы выбрали его?

Я связался с соотечественницей, которая закончила этот университет и вернулась в Россию. Она сказала, что это отличное место, только город совсем маленький. Если ты хочешь ночные приключения и клубную жизнь, то тебе это не подойдет. А если ты хочешь интересно учиться, то это подходящее место. Я приехал и начал брать предметы. Сначала я взял то, в чем не был уверен. Некоторые мои родные хотели, чтобы я был связан с дипломатией, — я взял international relations. Также астрономию и верховую езду — вместо физкультуры — и историю США. Набрал себе винегрет из предметов и потихоньку начал формировать свое мнение. Международные отношения не пошли: было дико скучно. Нужно было взять любой предмет по искусству — я выбрал семинар But what is art?. И все. Я был потерян как дипломат, как экономист. Я точно уже знал, что изучать дальше: пленочную фотографию, визуальную культуру Японии, историю современного искусства, керамику.

ССколько вы там проучились?

Четыре года. Первый год я определялся, на второй год подал заявку на специальность. В России не все понимали, что я там делаю, и говорили: выбрал бы лучше что-то серьезное, например экономику. А я выбрал art major, хотя на minor (дополнительная специализация) взял business & management, о чем не жалею.

ССейчас эти четыре года закончились. Что будет дальше?

Тут нужно сказать, что летом, пока я был в России, я успел жениться. Три года это была семейная жизнь по скайпу. Все деньги, которые я зарабатывал (а я работал на почте университета — сортировал письма за 7,5 долларов в час), я тратил на билеты и любую возможность приехать к жене. А на последний год мне удалось ее туда привезти. У меня была студенческая виза F1, и оказалось, что есть виза F2 для жен студентов. Жена пошла в посольство, ей дали визу, и мы поехали вместе. Нам разрешили жить в отдельном домике рядом с университетом, чуть-чуть доплачивая. Весь последний год мы думали и взвешивали все за и против: что делать, оставаться или ехать обратно.

СА была возможность остаться?

Была возможность продлить нашу жизнь там — получить оплачиваемую стажировку и жить год или два. Но мы решили, что мы вернемся в Россию.

СПочему?

Это не было связано с мыслями о карьере. Если бы я думал только об этом, то в Америке для этого есть все условия. Возможно, я мог бы продолжать заниматься и керамикой, и пленочной фотографией. Но карьера — не единственное, что есть в жизни. Мы составили список причин, почему мы возвращаемся, среди них наши родственники, без которых нам тяжело и которым мы нужны, чувство дома — хотя в США было очень хорошо и я замечательно ладил с американцами, там его не было.  

СВы придумали, чем тут заниматься?

Я пытаюсь понять, куда мне втиснуться, где я мог бы развить и приложить все свои навыки. Мне интересна работа с изображениями, думаю, из меня мог бы получиться хороший фоторедактор.

СА что еще вы можете делать?

В дипломе у меня написано: major — art, minor — business. Чего хочешь с этим, то и делай. В США многие после этого идут в магистратуру и получают специальность. В моем случае это лишь направление. Я знаю гончарное дело и керамику, теорию и историю искусства, аналоговые фотографические процессы. Моя дипломная работа была посвящена фотографии на керамике. И у меня остались навыки public relations, которые я подцепил в BBDO.

СВы предполагаете, что еще поедете туда учиться?

Я никогда не зарекаюсь. Я не знаю. Пока я чувствую, что это правильно — что я здесь.

Atlantic College (Уэльс, Великобритания) — один из United World Colleges. В колледже учатся 350 человек из 90 разных стран. Значительная часть мест бесплатна; полные или частичные стипендии (гранты) финансируются правительством, специальными фондами, частными спонсорами, самим колледжем. Стипендии покрывают стоимость обучения, проживания, питания, учебных материалов и страховки.

Earlham College — университет, где образование проводится по распространенной в Америке системе Liberal Arts. В EC учатся 1200 студентов, 94% которых живут в кампусе при университете. Более 20% — международные студенты. В период между 1998 и 2010 годами колледж был модернизирован, расширен и дополнен новыми зданиями.

Катя Зорич
Катя Зорич

 

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Сусанна Чачко, 18 лет

Нью-Йорк

СГде вы учились в Москве?

Сначала в школе №1227 с английским языком, а потом в лицее №1533 на метро «Университет».

СКак так получилось, что вы решили поехать в Америку?

Выпустившись из лицея, я мало понимала, чего хочу. Правда, сейчас, наверное, понимаю не намного больше. В общем, я подала документы на социологию в РГГУ, даже не выясняя ничего ни про МГУ, ни другие варианты. Просто пошла в первое попавшееся место, проучилась там год, и в итоге ни РГГУ, ни специальность мне не понравились. А здесь, недалеко от Нью-Йорка, живут друзья нашей семьи. Они сказали: приезжай учиться в Америку, мы будем рады тебя принять. Мне было понятно, что РГГУ — ужасная трясина, и я, недолго думая, согласилась.

СА что именно было ужасно в РГГУ?

Мне хотелось учиться, а ничего интересного о социологии я там не услышала.

СКуда именно вы поступили в Нью-Йорке?

Тут есть система государственных колледжей — всего их, по-моему, шесть. Это самый дешевый вариант из образовательных услуг здесь. Я подала в три и выбрала тот, который мне больше понравился по расположению. Я решила, что качество образования везде примерно одинаковое, а учиться хочется на Манхэттене. Первые два года выбирать специальность не нужно — можно думать. И идея этой поездки была как раз в том, чтобы я думала и выбирала. Так что я беру разные предметы и смотрю, что мне нравится.

СКакие, например?

Сейчас, во втором семестре у меня много музыкальных предметов, история, математика, итальянский. Есть театр.

СЭто интересно?

Мне не хватает глубины — тут все довольно поверхностно. Но, наверное, надо просто уже выбрать, и тогда все будет нормально.

СГде вы живете?

На самом верху полуострова Манхэттен в общежитии.

СУ вас тут появились друзья?

Я много общаюсь с русскими: ребята из Москвы посоветовали своих знакомых. А в университете друзей не заведешь — тут немного другие люди, не моего типа, и никому не позвонишь, чтобы пойти пить кофе. Это обидно, потому что рядом Коламбия, и там совершенно замечательно. Я, конечно, туда не поступлю — просто хожу и пускаю слюни: там учатся люди, с которыми я бы прекрасно общалась.

СКакой смысл общаться только с русскими?

Я ни с кем из них не общаюсь по-русски. Русский там только один, а другой мой друг вырос тут, и на самом деле он американец, все друзья его местные, и я не помню, когда мы с ним последний раз говорили по-русски. Через него я все больше попадаю в какие-то интересные компании.

СКак эти компании проводят время?

Точно так же, как в Москве. А вот те, о которых я говорю, что с ними не получается дружить, сидят дома около телека. Моя соседка по общежитию из дома вообще не выходит. Она заказывает себе в комнату фастфуд, сидит и смотрит телек. И так очень многие делают.

СЧто вы будете делать дальше?

Не факт, что я тут останусь. Чтобы учиться дальше, мне нужно на это заработать. Можно, например, найти работу официантки — они тут неплохо получают вместе с чаевыми. А можно попробовать получить статус иммигрантки — это малореальный вариант, но я над ним работаю. Третий вариант — я вернусь в Москву.

СЧего вам самой хочется?

Остаться здесь. Не чтобы жить, но чтобы получить образование.

СНо жить вы все-таки хотели бы в Москве?

Это слишком далеко, а я не знаю, где буду на следующей неделе. Если я здесь закончу образование, может, я и останусь. Мне нравится страна, город, я чувствую себя здесь комфортно. Но если я пойму, что хочу чего-то другого, то уеду. Не знаю, к чему я приду потом.С

The City College of New York — основной и старейший (основан в 1847 году) колледж Городского университета Нью-Йорка. Кампус расположен вдоль Конвент-авеню, в районе Гамильтон-Хайтс на Манхэттене. Студенческий состав Городского колледжа Нью-Йорка один из самых разнообразных в США и объединяет представителей 162 стран мира.

Катя Зорич
Катя Зорич