![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/423CF2A2_B01E_4E53_A3BA_9D5035C2A9D7_avatar.jpg)
Классика как блокадный метроном. Ответ Александру Невзорову
Должна сразу признаться, что я сама не отношусь к тем, у кого на прикроватной тумбочке всегда лежит томик Льва Толстого. Если у меня наступают «дни тревог, дни тягостных раздумий», я не ищу ответ и облегчение в романе Гончарова и не бегу в сто первый раз перечитать «Братьев Карамазовых». Поэтому, когда у нас на «Снобе» недавно состоялась обширнейшая дискуссия по поводу статьи А. Невзорова про «устаревшую» классику, я в ней не участвовала. Тогда мне просто нечего было сказать по существу вопроса.
Теперь — есть. Охотно делюсь с вами, дорогие читатели.
Что изменилось? Друзья по случаю позвали меня участвовать в странноватом проекте питерских и ленинградско-областных энтузиастов детского чтения (для непитерцев, наверное, будет интересно узнать, что в наших краях город переименовали из Ленинграда в Петербург, а область официально осталась Ленинградской — такое вот смешение эпох, которое мне лично даже симпатично, ибо мне не нравится, когда любые реформаторы из своих реформаторских соображений пытаются окончательно вычеркнуть из памяти народа любые куски его истории).
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/28/7d/287d14316bd53f5137a104d3b42ad9df8a9baa7d9f236eb671b1ea9a6997d675.jpg)
Суть проекта заключалась в том, что довольно большая группа любящих читать подростков (11–17 лет) из разных поселков Ленинградской области пять дней ездила по нашим старым дворянским усадьбам, превращенным в музеи. Там ребята знакомились с историей усадеб (к этому процессу подключались сотрудники музеев и местные энтузиасты), любовались природой и разнообразными ландшафтами, а также прямо на траве, на площади и т. д. открывали «читающие шатры» для местного народа, в основном для подростков же и для семей с детьми, но приходили и интересующиеся взрослые, даже глубокие старушки и старички — я сама видела.
В «читающих шатрах» происходили встречи с писателями, дискуссии на самые разные темы, там же рассказывали о новых книгах для детей и подростков, читали вслух стихи и прозу.
Поставленная передо мной задача была довольно простой: в течение двух дней сидеть в одном из этих самых шатров и разговаривать.
Очень забавно было наблюдать за путешествующими подростками. Они явно относились ко всему происходящему с ними в эти дни как к миссии. Оставаясь детьми, были при этом глубоко сосредоточены, открыты впечатлениям и готовы к неким свершениям во имя… непрерывного горения факела культуры, должно быть?
Надо сказать, у них (и у организаторов проекта, конечно) все получалось. Погода благоприятствовала. Места красивейшие и сами собой настраивают на возвышенный лад. Люди в усадьбах изумительно интеллигентные. Местные энтузиасты поражают своей энергией. Те, кто приходил к «читающим шатрам» из местных жителей (дети и взрослые), дружелюбны и искренне заинтересованы.
А я хотела рассказать вот о чем.
Одна из дискуссий, которая состоялась в моем шатре, была как раз о классике. Не сказать чтобы я с самого начала была так уж заинтересована именно этой проблемой. Но организаторы попросили меня поговорить с детьми о классической литературе, и я послушно заявила тему, в смутной надежде, что потом мы сумеем перейти от нее к чему-нибудь более интересному и актуальному.
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5c/cb/5ccb19b48d3ff514723d8604295a36127c4bfc6dd94afec2be556e8b20424dc4.jpg)
Но, вопреки моим надеждам, не перешли. Все отведенное нам регламентом проекта время обсуждали именно это: почему, зачем люди в наши дни читают классическую литературу.
Ниже я своими словами попробую пересказать вам то, что вылепилось у нас за два (приблизительно) часа разговоров, споров, обобщений и т. д.
Где происходило дело? В Рождествено, это бывшая усадьба Набоковых, сейчас там музей.
Кто участвовал?
Подростки от 11 до 16 (все — жители Ленинградской области, ни одного городского. Местных, рождественских, было человек пять), один библиотекарь, пара студентов (участники проекта), трое заинтересованных взрослых из местных. Ну и я. Надо сказать, что взрослые по большей части молчали и слушали, а вот местные подростки участвовали в дискуссии очень активно, а до этого еще час ждали на поляне, когда все начнется.
Что было?
В классике есть какое-то актуальное для нас до сих пор послание — разными словами, сразу, наперебой, сказали все.
— Угу, — сразу согласилась я. — А какое?
Стали предлагать разные варианты и тут же сами их опровергали. Про человеческие чувства? Так а нынешняя литература про что? Узнать про историю? Так это ж разумнее и вернее исторические труды и почитать. Узнать что-то про себя, про своих сверстников, посмотреться в зеркало? Много легче и вернее узнать это из сериалов и чатов. Язык? Он, конечно, «богат и могуч», но ведь явно уже слегка архаичен, и через часть классики нынешнее «твиттерное» поколение уже с трудом продирается, чуть ли не со словарем приходится читать… нужно все-таки понять, зачем это нужно? А может быть, и не нужно вовсе? Просто ригидность мышления? И настало время сбросить, наконец-то, «Пушкина с парохода современности»?
Повторяю, это дети ленинградской области. Если не выключать часть истории из сознания людей, она (история) всегда готова нам служить. В какой-то момент, когда ребята слегка растерялись (по всему получалось, что никакого актуального послания в классике уже не осталось), вдруг, практически случайно (видала я такие «случайности»!) всплыла тема ленинградской блокады. А вслед за ней — известная песня (кажется, Матусовского), тоже, кстати, о памяти:
«Мне тебя забыть бы надо, мне тебя забыть бы надо,
Только все напоминает мне сегодня об одном,
Ленинградская блокада, ленинградская блокада
И стучащий неустанно ленинградский метроном…»
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5f/0d/5f0d4ed8fe4a0f67cb8200048274dfa78b0549f1c1921d49c3dc28a3ae5116d0.jpg)
Вспомнили, что такое ленинградский метроном. Он стучал быстрее, когда объявлялась воздушная тревога. Но и в прочее время — стучал тоже. Из громкоговорителей. Днем и ночью. Всегда, всю блокаду. Зачем?
— Это не вдохновляющая жителей осажденного города музыка. Не стихи. Не проза. Вообще не слова. Просто стук. Зачем он стучал? — спросила я у детей.
Все молчали. Исчезли улыбки.
— Пока он стучит, значит, там кто-то есть, значит, город жив. Жив как одно целое. Как живая, сопротивляющаяся врагу сущность, — глухо сказала одна девочка.
— Да. А если бы он вдруг замолчал…
— Тогда — все. Ничего больше нет. Город пал. Каждый за себя, спасайся, кто как может…
Слова неважны. Стучащий нам из глубины истории метроном. Значит, там кто-то есть, значит…
Я молчала, машинально отбивая ладонью такт. У нескольких детей на глазах блеснули слезы.
— Классика — это наш метроном, — твердо сказала совсем маленькая девочка из местных.
— Да, да, — заговорили все разом, включая взрослых. — Это объединяет. Пока метроном стучит, мы народ, мы осознаем себя не по отдельности. Как единая сущность. Это дает силы. Конечно, это есть и у других народов. Английская классика. Их метроном. Звучит по-другому, и они тоже за него держатся и в школе проходят… Французская классика…
— А что было метрономом во времена Пушкина и Достоевского? — спросила я (я быстро устаю от любой экзальтации, особенно когда она вдруг приобретает патриотический оттенок). — Тоже ведь что-то в школе проходили? А в Англии во времена Диккенса?
Обескуражились. Но потом удивительно быстро и совместно решили, что тогда метрономом было наследие античности, отсюда все эти бесконечные Персефоны и Авроры в тогдашних стихах.
— Получается, наследие античности тогда стучало всей Европе разом, включая Российскую империю. А ведь единой Европа осознала себя совсем недавно, да и то не до конца… — заметила я, невольно вспомнив неполиткорректный анекдот про негритенка, рога и молоко козы. — О чем же был тот стук?
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0f/35/0f35d17bc17e4ded43c7ff6e2d96a1889ebdd0bf5d22ee8517acfa805f6467f8.jpg)
Еще поспорили. В конце концов решили, что античный классический «метроном» напоминал людям об их человечности, о том, как люди осознали себя людьми, отъединились от природы… Это было уже очень интересно и близко к моим обычным темам, я воодушевилась, но… время, отведенное организаторами мероприятия на дискуссию, увы, давно вышло.
Дети поехали обедать.
Не знаю, как вы, дорогие читатели, но я очень благодарна тем подросткам за найденную ими метафору. История наших страстей, отраженная в нашей (общечеловеческой, но разделенной вавилонским столпотворением на языки) литературе — метроном, стучащий нам из глубины веков. Пока он стучит вместе с нашими сердцами, мы остаемся людьми.