Почему без ног жить интереснее

Мы привыкли повторять как мантру: инвалиды — это не инвалиды, а люди с особенными потребностями. Мы — молодцы. А инвалиды, тем временем, превращаются в людей с особенными возможностями — благодаря невероятным достижениям хайтека

+T -
Почему без ног жить интереснее
От редакции
Поделиться:

Дети могут не замечать инвалида

Однажды я выступала в детском музее, где было триста детей. Принесла с собой целую сумку ног и разложила их на столе. Дети, любопытные от природы, просто накинулись на стол с ногами. Они их тыкали, тянули, шевелили пальцы на ногах. Я сказала: «Я сегодня решила, что хочу прыгать через дома, не слишком высокие, допустим, двухэтажные. Подумайте, какие вы мне ноги для этого сделаете — как у какого зверя, супергероя или персонажа из мультика?» Раздались крики: «Как у кенгуру!», «Нет, как у лягушки!», «Как у инспектора Гаджета!». И тут один восьмилетний ребенок сказал: «А вы не хотите еще и летать?» И все, я в том числе, сказали «да». Так, в одно мгновение, я превратилась из женщины, которую этих детей приучили бы считать инвалидом, в человека с суперспособностями, которые для их тел еще невозможны.

Красивая женщина... на протезах

Одиннадцать лет назад у меня было много новейших протезов ног. Среди них протезы для бега, сделанные из углеродного волокна по образцу задних лап гепарда, а еще были совсем как настоящие силиконовые ноги. Выступая на конференции TED, я обратилась к изобретателям, которые прежде не работали над протезами, и предложила им заняться созданием ножных протезов, чтобы люди перестали разделять форму, функциональность и эстетику.

После выступления на TED ко мне подходили и мужчины, и женщины и говорили: «Эйми, вы очень красивая женщина и совсем не похожи на инвалида». Я и не чувствовала себя инвалидом. Диалог о красоте вообще может строиться по-новому. Как должна выглядеть красивая женщина? Что такое сексуально привлекательное тело? И что такое, с точки зрения самоидентификации, быть инвалидом? Например, у Памелы Андерсон в теле больше протезов, чем у меня, но ее никто инвалидом не называет.

Протез как арт-объект

На мой призыв откликнулись многие. Художник журнала Питер Савиль обратился к модельеру Александру Маккуину и фотографу Нику Найту, которых эта тема тоже заинтересовала. И через три месяца конференция полетела в Лондон на свою первую фотосессию.

Еще через три месяца я впервые вышла на подиум в показе Александра Маккуина, на резных ногах ручной работы, из ясеня. Все подумали, что это деревянные сапоги.

«Поэзия — это то, что может возвысить банальный объект до статуса искусства. Поэзия может превратить вещь, которая пугала людей, в нечто, приглашающее людей посмотреть и, может быть, даже понять».

Во время следующего своего приключения — съемок у художника Мэтью Барни в его кинопроекте «Цикл Кремастер» — я по-настоящему поняла, что мои ноги могут быть одновременно аксессуаром и скульптурой. И убедилась, что протезы необязательно должны в точности воспроизводить человеческое тело как единственный эстетический идеал. Маллинз и Барни создали так называемые стеклянные ноги, из прозрачного полиуретана. Потом они сделали ноги из земли; в них была корневая система картофеля, сверху торчали корни свеклы, и виднелись прекрасные пальцы из латуни. А была еще полуженщина-полугепард — дань моей спортивной карьере. Причуда? Возможно: единственная цель таких ног — пробуждать чувства и воображение.

Новая функция

На каждом из более чем дюжины протезов я по-разному чувствую почву под ногами. При этом можно менять свой рост — у меня пять его вариантов. Год назад я пошла на вечеринку в протезах, в которых была ростом метр восемьдесят пять. Там была девушка, которая уже много лет знает, что мой рост — метр семьдесят три. Увидев меня, она обалдела: «Какая ты высокая!» и добавила: «Эйми, так нечестно!»

Отношения меняются

За последние десять лет диалог инвалида с обществом в корне изменился. Протез конечности уже не олицетворяет необходимость возместить потерю. Человек, носящий протез, имеет возможность создать все что угодно. И люди, которых общество считало инвалидами, могут быть архитекторами своей собственной идентичности, придавая телам дополнительные возможности.

«Соединяя передовые технологии — робототехнику, бионику — с поэзией, мы приближаемся к пониманию человеческой природы, в котором заключен потенциал, делающий нас красивыми. И если мы хотим полностью раскрыть его, нам надо прославлять и сильные стороны человека, и ограничения дееспособности, которые есть в каждом из нас».

Комментировать Всего 11 комментариев

То ли еще будет!

Читайте на ночь Курцвейля - очень помогает бороться со сном. :)

Какой орган Вы мечтали бы заменить протезом - и каким?

У любого мужчины есть орган, который он хотел бы заменить. У меня этот орган - печень! Очень хочу ее заменить качественным протезом! Чтобы пить много вина и не боятся цирроза! :)

Ну, можно же просто делать пересадку время от времени..

Вот это сила духа! Вот это женщина! Я пожалуй ссылочку на этот материал сохраню и буду вставлять в свои комментарии для людей, которые считают себя обиженными, ущемленными в правах, несчастными и никому не нужными. Такие люди, как Эйми Мюллинз вызывают восхищение. По крайней мере у меня.

Особенно ценно, что такие люди задают тон целому поколению. То, что сейчас выглядит героизмом - через 10 лет будет нормой. По крайней мере, хочется так думать...

Надеюсь, что так и будет.

Илья, подскажите пожалуйста, а как этот сюжет сохранить на компьютере в виде просто видеофайла?

Файл с русским дубляжом сохранить нельзя - он защищен от вытаскивания с сайта; английский исходник можно сохранить, если на сайте TED.com найти эту лекцию - там есть возможность save as mp4.

Спасибо. Жаль,что нельзя, но надеюсь,что на Снобе он будет лежать долго. Просто есть идея использовать этот сюжет для психологической помощи некоторым людям.

 

Новости наших партнеров