В пятницу в Париже прошла акция протеста против камер видеонаблюдения. Я на демонстрации не хожу, но на эту пошла из принципа, потому что очень не люблю технические системы, которые вторгаются в мое личное пространство.

Демонстрация была организована в ответ на заявление премьер-министра Франсуа Фийона о выделении 20 миллионов евро на покупку новых камер видеонаблюдения, что должно помочь лучше бороться с преступностью. Это в два раза больше, чем правительство выделило на это в прошлом году. В разгар кризиса такие траты кажутся излишними, к тому же неэффективными. В воскресенье газета Le Republicain Lorrain опубликовала статью, доказывающую бессмысленность видеонаблюдения в борьбе с преступностью. Деньги выбрасываются на ветер, а нам, выступающим против видеокамер, попросту противно, что некоторые эпизоды нашей личной жизни могут быть кем-то подсмотрены.

Первым, или, во всяком случае, самым ярким противником видеокамер можно считать художника Рено Огюст-Дормея (Renaud Auguste-Dormeuil). Несколько лет назад он на собственные средства издал путеводитель по Парижу, в котором отметил все системы наблюдения, установленные в городе. Но самым значимым эпизодом в его борьбе с узаконенным вуайеризмом была судебная тяжба, которую он затеял против банка Sociеté Générale. Простояв перед входом в главный офис минут 15, Огюст-Дормей пришел домой и написал президенту банка письмо о том, что такого-то числа в такое-то время он находился прямо напротив банковской камеры видеонаблюдения и ничего не делал. Ссылаясь на закон «о праве на изображения», он потребовал у президента банка выдать ему видеозапись. Долго бодался теленок с дубом, и дуб упал, как и положено дубам. Свою видеозапись Огюст-Дормей так и не получил, зато получил от банка денег. Немного. Но эта история — не о деньгах.

В Париже акция протеста прошло довольно вяло. Манифестантам было непонятно, с кем драться, поэтому они обсуждали тех, кто сидит без дела в «залах наблюдения», уставившись в мониторы. Сошлись на том, что, мол, зря мы их кормим. По-моему, это неправильно. Что уж ругаться на тех, кто обречен часами созерцать пустые пространства подземных гаражей и наши скучные физиономии, пока мы снимаем деньги в банкомате? Но переубедить мне никого не удалось.

И тогда мне пришла в голову идея. Мы с сыном вернулись домой, взяли, сколько смогли унести, фотографий, которые я сама снимала, и пошли делать собственную выставку. Я никогда нигде не выставлялась, но ради благого дела поступилась собственной скромностью. Если деньги налогоплательщиков все равно потрачены, и с камерами ничего уже не поделать, то можно же их использовать в благих целях? Например, организовать передвижную выставку. Покупаешь билет в метро и ну ездить по станциям, показывать работникам метро свои творения!

Понравилась ли наша выставка видеонадзирателям, сказать не могу, но кассиры-контролеры, наблюдавшие за нашим «перформансом» по своим мониторам, за проезд с нас денег не брали.